Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в следующем. Оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Наибольшее влияние на самооценку подростка оказывают поддержка родителей и отношение одноклассников.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003].
Между 11 и 15 годами жизни в когнитивной области происходят существенные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению по Пиаже [Обухова Л.Ф., 2004]. Интеллектуализация познавательных процессов (появление устойчивой рефлексии, возникновение формального интеллекта) по мнению Л.С.Выгодского проявляется в формировании личности двояко: с одной стороны как универсальное средство произвольной регуляции поведения, с другой – как возможность неограниченного самопознания. Важная приобретаемая в подростковом возрасте черта – способность к интроспекции. В круг предметов мысленного рассмотрения включаются собственное мышление, чувства и поступки. Подросток может видеть себя как относительно сторонний наблюдатель.
С развитием формального мышления приобретает новый смысл нравственное развитие [Кле М., 1991].
Социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Подросток стремиться показать себя в новом качестве перед другими, т.е. ему необходимо самоутверждение в обществе. Новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности в этот период развития [Драгунова Т.В.,1972].
Появляется способность к интроспекции, но подростку сложно разобраться в своем изменяющемся Я.
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремиться сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события нашей жизни заставляют нас пересматривать отношение к себе. Изменения Я-концепции, самосознания происходят в кризисные моменты, когда внешние обстоятельства приводят к невозможности существования прежних представлений.
Переход от одного возраста в другой обусловлен изменениями в социальной ситуации, в которой находиться человек на определенном возрастном этапе.
В юношеском возрасте уже не происходит таких крупных революционных изменений в когнитивной и эмоциональной сфере как в подростковом. Юноши активно пользуются имеющимися возможностями, появившимися в предыдущем возрасте. Пик физиологических изменений также приходиться на подростковый возраст. Различия Я-концепций в подростковом и юношеском возрастах определяются социальными ситуациями, в которых находятся те и другие.
Социальная ситуация подростков отличается от социальной ситуации юношей тем, что подростковый возраст – возраст эмансипации от семьи. Эмансипация проявляется в стремлении подростка быть независимым от родителей. Значимыми теперь являются не только родители, но и другие люди, появляются новые категории отношений: дружба, любовь. Подростки стремятся к эмоциональной независимости от родителей. У них, часто под влиянием референтной группы, формируется своя система норм и ценностей, отличающаяся от той, которой придерживаются их родители. Подростки стремятся освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего руководства. Большое значение в жизни подростка начинает играть группа сверстников, которая диктует способы поведения, нормы общения, внешний вид и увлечения. Для подростка становится важным деление на своих и чужих. В этом возрасте принадлежность к группе и активное участие ее жизнедеятельности является значимым фактором самоопределения человека. В это время формируются навыки межличностного общения, умения занять определенное место в группе.
Юношеский возраст характеризуется новыми изменениями в социальном положении человека. Главным здесь является то, что человек заканчивает школу, и теперь ему необходимо сделать жизненно важный выбор, что делать дальше. Если до этого все было определено: все дети ходят в школу и нет альтернативы, то теперь ему самостоятельно следует определить, чем он хочет заниматься всю жизнь. При этом масштаб выбора и ответственность за него очень велика, так как выбирать приходиться на много лет вперед. Это выбор своей будущей специальности, того, будет ли он продолжать обучение, уровень образования (высшее, среднее специальное, другое). Теперь окружающие относятся к нему как взрослому, самостоятельному человеку. Для того, чтобы подросток мог принять ответственное решение ему необходимо определить что он собой представляет. Разным профессиям соответствуют разные стили жизни, поэтому самоопределение становиться еще сложнее. В это время перед человеком остро встает вопрос, каким бы я хотел быть, каким я хочу быть в будущем.
Информация по теме:
Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. ...
Самооценка и самоотношение
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: ...
Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии
Суггестия – это сообщение, которое гипнотизер адресует субъекту, и, как любое сообщение, призвано особым образом изменить мысли, чувства и поведение рецепиента.
Гипноз относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых опреде ...