Рассмотрим основные виды деятельности, осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным и длительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.
Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.
Игры делятся на несколько типов:
· Индивидуальные, когда в игре участвует один человек;
· Групповые, когда играет несколько индивидов;
· Предметные игры связаны с привлечением каких-либо предметов в игру человека;
· Сюжетные игры подразумевают создание сценария и воспроизведение его в деталях;
· В ролевых играх каждому игроку присвоена определенная роль и он придерживается ее на протяжении всей игры.
Часто встречаются смешанные типы игр, например, сюжетно-ролевые или предметно-ролевые.
Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.
Основной же целью является к самостоятельной деятельности в будущем. Для достижения этой цели используются обобщенные результаты предыдущих достижений.
Учение состоит из следующих элементов:
· Знания (усвоение информации о свойствах предметов окружения и происходящих явлений);
· Навыки (овладение приемами, образующих основные виды деятельности;
· Умения (использование информации для выбора приемов соответствующих целям и условиям деятельности).
Учение может осуществляться двумя способами: организованно в специальных учреждениях (школах, вузах) или неорганизованно, попутно с другими видами деятельности, являясь побочным результатом.
Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.
Предметом же психологического изучения является не сам труд в целом, а лишь психологические составляющие труда.
Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.
Кроме того, что труд помогает достичь некоторого результата, он, одновременно, является основным способом формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.
Существенным в труде считается не только техника, но и отношение самого человека к труду. Именно в отношении к труду заключены главные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде легко найти отражение всех сторон проявления личности. У каждого вида труда существует своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть для того, чтобы добиться успехов. Таким образом, знания и навыки играют не последнюю роль в труде, без них труд был бы невозможен.
Информация по теме:
Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. ...
Современные научные теории неврозов
В современной литературе по неврозам значимыми сторонами неврозогенеза являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности.
Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны сущ ...
Три вида сбережений и моделирование сберегательного
поведения с использованием психологических переменных
Эмпирическая направленность проявилась в разработанном Дж. Катоной понятии сбережений. Катона обратил внимание на то, что в отличие от экономистов, люди по-другому понимают и подсчитывают сбережения, а также иначе принимают сберегательные ...