В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы становления самосознания, самооценки, способность к рефлексии. Описания формирования Я-концепции как целостной структуры нет ни в одном источнике.
1. В социальной психологии личности выделяются следующие источники формирования Я-концепции:
· Представление о своем теле. Шибутани считает физические качества важной основой для формирования представлений о себе.
· Язык – как развивающаяся способность выражать словами и формулировать представления о себе и других людях.
· Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
· Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов.
· Практика воспитания детей в семье.
Майерс также считает, что на нашу Я-концепцию оказывают определяющее значение роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.
2. С другой стороны процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своем теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе [Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В., 2001]. Так же самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка, как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других людях [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999]. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе, и регулирует поведение человека. В психологическом словаре между понятиями самосознание и Я-концепция ставить знак равенства.
Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.
Представители гуманитарной психологии, Оллпорт и Маслоу, Роджерс, рассматривают социализацию как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Я-концепция возникает в результате взаимодействия с социальной средой, а позитивное отношение к себе зависит от оценок других.
Большинство специалистов по детской психологии согласны, что у младенцев нет Я-концепции. Младенцы не способны провести грань между собой и окружающим миром [Крайг Г., 2000]. Лишь постепенно они начинают осознавать свое тело, телесное Я. Это происходит в возрасте около 11 месяцев. Мерлин [Кон И.С., 1978] назвал это осознанием тождественности, т.е. осознанием отличий ощущений от своего тела от ощущений от внешних предметов. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, родственниками, сверстниками, выделяют различия. В возрасте от двух до трех лет ребенок впервые начинает говорить о себе в первом лице, называет себя «Я». Он начинает демонстрировать свои способности, заявляет о своих предпочтениях и правах на личную собственность [Крайг Г., 2000]. В этом же возрасте появляются первые оценочные суждения о самом себе, когда ребенок начинает повторять за родителями их высказывания о нем. Эти высказывания, касающиеся его в данный момент, могут быть рассмотрены как предпосылки для формирования его реального и социального Я.
Многие авторы говорят о значении характера взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в период раннего детства. Я-концепции в детстве определяется социальным окружением ребенка. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.
Информация по теме:
Волевые усилия в психологии спорта
Воля— фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глу ...
Завершающий
этап развития учений о душе в античный период
Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фон ...
Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры ...