В кризисе трех лет ребенок отделяется от ближайших взрослых. За появившимся словом «Я» уже стоит некоторое представление о себе, отдельном от всего остального, то есть возникает некоторая система Я, которая включает знание о себе и отношение к себе. Появляется самооценка. Это, считает Поливанова К.Н., старт развития самосознания, хотя, относительно возникновения самооценки существуют достаточно расхожие мнения. Следующий шаг в формировании самооценки - это возраст младшей школы. А Выготский Л.С. считает, что самооценка реально появляется только в подростковом возрасте. Дальше знания о себе все расширяются и начинают включать целый ряд оценок собственных качеств [Крайг Г., 2000].
В работах ряда авторов (Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда, Шерифа) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными [Шильштейн Е.С., 2000]. Кроме того, однажды сложившаяся установка имеет свойство "самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Общение родителей с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.
Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно.
Изменить самооценку другого человека довольно сложно. Интерпретируя события из собственного опыта и представлений о себе, человек изменяет их значение для того, чтобы они соответствовали этим представлениям. Поэтому, чтобы впоследствии не пришлось вмешиваться и переделывать Я-концепцию, необходимо с раннего детства формировать ее положительной.
В игре дошкольников происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия, опробование различных социальных ролей. Эльконин видел в игровой ролевой идентификации некоторую потенцию формирования Я человека [Кон И.С., 1978]. Постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. К 7 годам ребенок уже различает Я-реальное и Я-идеальное. Поливанова К.Н. говорит о появлении способности к обобщению переживаний и возникновении внутренней психической жизни.
Самоатрибуции шестиклассника в целом уже логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему [Крайг Г., 2000].
Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Я-концепция теснейшим образом связана с культурой и обществом, в котором живет человек. В этой культуре она и формируется, через установленные в ней нормы происходит оценка компонентов Я-концепции.
Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.
Потребность в положительном отношении к себе от других людей является одной из основных потребностей человека в его отношениях с окружающими. Она является мотивационным побуждением человека и возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими. Стремление к самоактуализации, поддержанию и повышению ценности своей Я-концепции определяет то, как человек будет действовать в отношении других и самого себя [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].
На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а так же в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].
Часто в отечественной психологии формирование Я-концепции отождествляется с процессом социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование [Руднева Ю.И.].
Информация по теме:
Выводы
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сдела ...
Взаимодействие со сверстниками
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры – в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг друг ...
Охрана здоровья людей
Совершенствование системы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских, но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного, требует знания не только его соматических, физ ...