Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Страница 3

Ряд авторов связывают формирование Я-концепции с процессом приобретения идентичности. В социологическом словаре идентичность определяется как смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи, и занимает место в обществе [Большой толковый социологический словарь, 1999]. Сухов в своей книге, вместе с другими авторами, предлагает при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых ролей), но и субъективные, в том числе и идентичность. Эриксон, на которого он ссылается, определяет ее как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства). Эриксон рассматривает идентичность в двух аспектах: во-первых, как состоящую из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложную данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, и выделяет групповую и психосоциальную идентичность. Групповую идентичность он рассматривает как субъективное ощущение внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением, осознание своей принадлежности к разным группам (на основании пола, возраста, расы и т.д.), а психосоциальную – как ощущение человеком значимости своего бытия для общества, осознание собственной неповторимости.

Каждый аспект идентичности имеет два полюса: положительный (или идеальная Я-концепция), то каким человек должен быть с точки зрения социального окружения, и отрицательный, то, каким он не должен быть. Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется. В своей теории Эриксон описывает становление личности как поэтапное приобретение положительной или отрицательной идентичности.

Часто отождествляют Я-концепцию и идентичность зарубежные авторы. Р.Ризонер считает, что она практически не отличается от самовосприятия, образа Я. Он считает, идентичность есть то, что люди говорят о себе. Сформированная идентичность подразумевает реалистическое представление о себе, содержащее в себе знание своих сил, недостатков и того, каким я представляюсь другим. Идентичность развивается как результат личного опыта и обратной связи, получаемой от других. С помощью обратной связи человек приобретает различные образы Я, суммарное целое которых и составляет идентичность. Таким образом, формирование Я-концепции, по мнению этих авторов, сводится к процессу приобретения идентичности [Бузовкина О.В.].

-концепция подростков.

Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я (пубертатное развитие), подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы (группы сверстников). Появляется конформность [Степанов С., 2003].

Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переноситься от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно четкого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003]. Задача подросткового возраста – формирование целостной идентичности, самотождественности, независимости в восприятии себя от ситуации [Поливанова К.Н., 2000]. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретенного через общение с другими людьми, и отношения к этому знанию, т.е. из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Причины возникновения стресса
Перечень причин стрессов огромен. В качестве стрессогенов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Кроме этого причиной стресса могут стать: перегрузк ...

Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
Рассмотрение психофизиологического компонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкивается с двумя трудностями. Первая состоит в том, как отмечал В.Д. Небылицын что, «строить сколько-нибудь детализированные, гипоте ...

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – "Толкование сновидений"
Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое с ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта