Проблеме становления личности посвящено множество исследовательских работ. Созданы различные теории развития человека. Однако этот процесс остается все еще не до конца изученным. Наиболее полно описано развитие человека до подросткового возраста. Большинство авторов современных теорий становления личности заканчивают свои периодизации подростковым возрастом. Ученые считают, что до этого момента развитие подчинено определенным закономерностям, общим для всех детей той культуры, в рамках которой создавалась теория. После подросткового возраста выделить какие-то закономерности в развитии становится сложно, оно приобретает индивидуальный характер. Однако то, что развитие имеет место быть и после юношеского возраста сейчас практически ни у кого не вызывает сомнений. И некоторые авторы пытаются выделить этапы этого процесса (например, Э.Эриксин и Слободчиков В.И.). Однако описывается содержание не самого этапа, периода, а переходного, переломного момента, так как заметить перемены легче, чем выделить нечто общее в абсолютно не похожих процессах, найти основания для сравнения жизни и деятельности разных людей.
Подростковый возраст не является окончанием развития личности. Это начало нового пути, когда человек может осознанно выбирать направление своего движения, участвовать в своем развитии.
Почти все периодизации развития личности подчеркивают значение подросткового возраста как завершающего некоторый большой этап в жизни человека и начало нового. Действительно, к концу этого возраста и внешним обликом, и мышлением, и поведением, и оценками окружающего подросток становиться очень похож на взрослого. Появляется достаточно структурированный и осознанный образ себя, оформившаяся Я-концепция. Теперь она становится мощнейшей детерминантой поведения. Большинство поступков взрослого человека зависит именно от того, какая у него Я-концепция, каким он себя представляет. Но в подростковом возрасте представление о себе еще только сложилось в некоторую концепцию, в ней оформились и стали осознаваться ее основные элементы. Она будет дополняться и изменяться в течение всей следующей жизни.
Процесс формирования Я-концепции описывается в одних терминах, а понятие определяется в других. Я-концепция как таковая, как целостное образование появляется в подростковом возрасте. Хотя ее компоненты появляются гораздо раньше, в целостную концепцию они оформляются в возрасте 12-15 лет. Ни в одной из теорий, описывающих этапы развития человека, понятие Я-концепции не появляется до подросткового возраста. А когда описывают подростковый возраст, о ней говорят как об уже сложившейся.
В работах, посвященных собственно Я-концепции, процесс ее формирования описывается как развитие самосознания. Иногда эти понятия употребляются как синонимы (когда происходит переход от самосознания к образу себя, а от образа Я к Я-концепции - Кон). Однако понятие Я-концепции шире понятия самосознания. Оно включает в себя кроме представления о себе также самооценку, и ощущение себя.
Процесс формирования Я-концепции описывается как развитие отдельных ее составляющих: самооценки, самосознания, идентичности, из которых в подростковом возрасте складывается целостное представление о себе. Однако если рассматривать Я-концепцию как набор некоторых образов себя, в ней можно выделить Я-реальное, Я-зеркальное и Я-идеальное. Я-концепция - некоторая концепция человека относительно себя самого. Это совокупность определенных качеств (их описание и отношение к ним), черт и характеристик, которыми человек (по своему мнению) обладает, хотел бы обладать, или считает, что так о нем думают другие, окружающие. Описание того, что происходит с этими составляющими в течение жизни, нет практически ни у одного автора. Я-концепция – сложная конструкция, она состоит из многих компонентов. Она не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития, в результате общения и взаимодействия с окружающими. Значит, Я-концепция складывается поэтапно, опираясь на образования и достижения каждого следующего возраста. Для таких составляющий Я-концепции как Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное нет схемы формирования их в процессе развития ребенка. Нет указания на то, к какому возрасту должна сложиться каждая из этих составляющих. Или, если они складываются параллельно, насколько они должны быть сформированы для каждого периода развития.
Информация по теме:
Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой правого
полушария
Согласно современным представлениям специфически правополушарными функциями у правшей являются перцептивные процессы (зрительное, тактильное восприятие) и конструктивная деятельность, а также наглядно-образное мышление, зрительная память ...
Сбережения и долг
Исследования относительного распределения дохода потребителей - важная область экономической психологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения как механизм распределения своего дохода в течение жизни (Modigliani, 1970). ...
Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности
Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими п ...