Способности и возраст

Способности и возраст

К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.

Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.

Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности - совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.

Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.

Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.

Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям. Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.

Информация по теме:

Анализ формирования функциональной межполушарной асимметрии в онтогенезе
Проблема мозговой организации психических процессов в онтогенезе многие десятилетия является объектом изучения для многих научных дисциплин. Лавинообразно нарастает поток эмпирических данных и объясняющих гипотез. Вместе с тем до настояще ...

Нарушение процессов коммуникации
В процессе общения в семье происходит согласование взаимных потребностей, восприятие поведения друг друга, выработка общей пози-ции и представлений и т.д. И Именно особенности общения в семье ока-зывают значительное влияние на формировани ...

Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным требова ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта