Способности и возраст

Способности и возраст

К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.

Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.

Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности - совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.

Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.

Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.

Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям. Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.

Информация по теме:

Психосоматические теории и модели
Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика.В своём развитии психосоматическа прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма дом ...

Причины неврозов в подростковом возрасте
К подростковому возрасту происходит нарастание конфликтов внутреннего порядка, обусловленных развитием самооценки, требовательности к себе и способности к интрапсихической переработке. Именно в этом возрасте так важно соответствовать прин ...

Теория функциональной организации познавательных процессов
Интеллект, согласно Б. Величковскому [21], может быть описан как иерархия (точнее, гетерархия) познавательных процессов, включающая шесть уровней познавательного отражения. Так, нижние «этажи» интеллекта имеют отношение к регуляции движе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта