Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? — относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы. Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Информация по теме:
Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
Дефицит доверительных близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно от ...
Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер
(1867-1927).
Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом пси ...
Жизненно важная роль стрессов
Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как прав ...