Мотивация достижения

Психология » Особенности образа-Я и мотивации достижения в юношеском возрасте » Мотивация достижения

Страница 1

Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека.

Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Под мотивацией достижения мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности (т.е. он может быть сопоставлен с другими результатами используя некоторые стандарты оценки). (В этом смысле, не относящейся к мотивации достижения будет деятельность по построению межличностных отношений с соответствующими ей потребностями в любви, принятии, понимании, уважении и т.п.) Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).

Разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение трудиться в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных результатам. А высокие результаты не постоянно есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях невысокого либо умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску намного более эффективных, новых методов решения задач, то есть склонны к новаторству.

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения догадывается две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляется в случае, если деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен беспрерывный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из максимально влиятельных авторов по этой проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании».

Тоже в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно отметить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия либо смену одного действия другим).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Жизненный цикл российской и американской семьи
Сначала рассмотрим вариант типичного жизненного цикла американской семьи, как он был описан в классических работах по семейной психологии (из Будинайте, Варга, 2005): 1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практи ...

Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении; практически отсутствуют ранняя педагогическая профил ...

Различия женского и мужского полоролевого поведения
Для того, чтобы обнаружить гендерную специфику девиантного повеления, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных ос ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта