Ребенок начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Формируется умение удерживать цель в центре внимания. Если деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Однако неудачи в достижении цели выбивают их из колеи. И здесь важна роль взрослого, который выступает с поддержкой, поощрением к завершению начатого.
Для этого возраста характерно практическое овладение языком и осмысленность речи, ребенок овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка. Происходит развитие фонематического слуха. Умеет производить звуковой анализ слова, что способствует успешному овладению чтением и письмом. Происходит осознание словесного состава речи.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Для сенсорного воспитания необходимо обучение детей рисованию, лепке, конструированию, музыке и т.п. Восприятие становится достаточно организованным и эффективным, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.
Дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретных операций. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физических преобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и в общем строить гипотезы о физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях, составляющих содержание их непосредственного опыта.
Согласно теории Д.Б. Эльконина, жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. И связь эта осуществляется через сюжетно-ролевую игру. Поэтому игра является ведущим типом деятельности ребенка среднего возраста.
"Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая один предмет другим, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии" [8]. Именно поэтому игра является ведущей деятельностью, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не сможет. В игре нужен товарищ. Если его нет, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Так пред ребенком в игре выступает система отношений людей друг к другу. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. Более подробно о роли игры в жизни ребенка будет описано в главе 2.2.
В современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение.
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекала внимание художников, педагогов, психологов. Несмотря на это психологическая значимость рисунка изучена еще недостаточно. И все же, какова роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка? По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако более важным Запорожец считает, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается идеальный внутренний план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор. В рисунке у ребенка есть возможность выразить свое отношение к действительности.
Информация по теме:
Эмоциональное здоровье и эмоциональное благополучие
эмоциональный благополучие здоровье подросток
В последнее время в России наблюдается огромное внимание к проблеме здоровья. Данной проблемой занимаются такие науки как медицина, философия, психология, которая в настоящее время активно ис ...
Определение общения и его характеристика
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самы ...
Типологические свойства и возрастное развитие
Изменения свойств нервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признаки типологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут быть в полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает в ...