Основные характеристики среднего детства

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Основные характеристики среднего детства

Страница 3

Ребенок начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Формируется умение удерживать цель в центре внимания. Если деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Однако неудачи в достижении цели выбивают их из колеи. И здесь важна роль взрослого, который выступает с поддержкой, поощрением к завершению начатого.

Для этого возраста характерно практическое овладение языком и осмысленность речи, ребенок овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка. Происходит развитие фонематического слуха. Умеет производить звуковой анализ слова, что способствует успешному овладению чтением и письмом. Происходит осознание словесного состава речи.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Для сенсорного воспитания необходимо обучение детей рисованию, лепке, конструированию, музыке и т.п. Восприятие становится достаточно организованным и эффективным, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете.

Дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретных операций. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физических преобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и в общем строить гипотезы о физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях, составляющих содержание их непосредственного опыта.

Согласно теории Д.Б. Эльконина, жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. И связь эта осуществляется через сюжетно-ролевую игру. Поэтому игра является ведущим типом деятельности ребенка среднего возраста.

"Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая один предмет другим, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии" [8]. Именно поэтому игра является ведущей деятельностью, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не сможет. В игре нужен товарищ. Если его нет, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Так пред ребенком в игре выступает система отношений людей друг к другу. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. Более подробно о роли игры в жизни ребенка будет описано в главе 2.2.

В современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение.

Изобразительная деятельность ребенка давно привлекала внимание художников, педагогов, психологов. Несмотря на это психологическая значимость рисунка изучена еще недостаточно. И все же, какова роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка? По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако более важным Запорожец считает, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается идеальный внутренний план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор. В рисунке у ребенка есть возможность выразить свое отношение к действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуаци ...

Характер личности и его типология
Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чт ...

Различия женского и мужского полоролевого поведения
Для того, чтобы обнаружить гендерную специфику девиантного повеления, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных ос ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта