Помимо игры и изобразительной деятельности в среднем возрасте деятельностью становится восприятие сказок. К. Бюллер называл этот возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результат работы человеческого сознания и подсознания, именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей жизни, а так же показан процесс разрешения этих проблем. Язык, стиль сказки понятен и доступен ребенку. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Сказка прививает добро, как считает Б. Бетельхейм, а не только поддерживает его в ребенке, способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку. Сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.
Элементарный труд важен для психического развития ребенка из-за своеобразных отношений, которые устанавливаются между ребенком и взрослым: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.
Средний возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Последний вид деятельности в среднем возрасте - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком. И очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек.
Итак, этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребенок обучается тонкой рефлексии на другого человека. Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения. Продолжается активное овладение собственным телом (координация движений и действий, формирование образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок 6-7 лет способен понимать нравственный смысл ответственности, и в зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для него условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Информация по теме:
Психолого-педагогические
особенности подростков из социально неблагополучных семей
В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных о ...
Путь превосхождения себя
Перейдем от уровня кентавра к трансперсональным, надличным диапазонам спектра сознания.
Вместо того, чтобы прямо перейти к обсуждению надличного Я, мне хотелось бы для начала вкратце рассказать о воззрениях Карла Юнга, самого выдающегося ...
Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии ...