Основные характеристики среднего детства

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Основные характеристики среднего детства

Страница 4

Помимо игры и изобразительной деятельности в среднем возрасте деятельностью становится восприятие сказок. К. Бюллер называл этот возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результат работы человеческого сознания и подсознания, именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей жизни, а так же показан процесс разрешения этих проблем. Язык, стиль сказки понятен и доступен ребенку. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Сказка прививает добро, как считает Б. Бетельхейм, а не только поддерживает его в ребенке, способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку. Сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Элементарный труд важен для психического развития ребенка из-за своеобразных отношений, которые устанавливаются между ребенком и взрослым: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

Средний возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Последний вид деятельности в среднем возрасте - учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком. И очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек.

Итак, этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребенок обучается тонкой рефлексии на другого человека. Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения. Продолжается активное овладение собственным телом (координация движений и действий, формирование образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок 6-7 лет способен понимать нравственный смысл ответственности, и в зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для него условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Девиации поведения
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. Для характеристики отклоняющегося поведения и ...

Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии
Наиболее распространенное определение конфликта основано на его философском толковании как предельного случая обострения противоречия интересов, намерений, убеждений и т.д. Автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по пробл ...

Методы изучения общения
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы изучения межличностного общени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта