Основные характеристики среднего детства

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Основные характеристики среднего детства

Страница 2

Более подробно остановлюсь на когнитивной и психосоциальной областях развития ребенка.

Между пятью и семью годами многие когнитивные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Согласно теории Ж. Пиаже, этот возраст знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие свойства детской мысли, как ригидность, статичность, необратимость начинают уходить. Мышление становится более обратимым, гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид в процессе преобразований, и способны согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны установить причинно-следственную связь. Основная форма мышления дошкольника - образное мышление. Появляются предпосылки развития логических форм мышления. Необходимо учитывать в работе с детьми особенности их мышления. Поскольку дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизвестной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение должно само нести награду в виде новых знаний.

В период среднего детства наблюдается значительное развитие двух важных процессов - памяти и метапознания. Дети в этом возрасте осваивают такие мнемонические стратегии, как повторение, организация, семантическая обработка, создание умственных образов, поиск информации в памяти и создание сценариев. Метапознание включает в себя текущий контроль за собственным мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями, что говорит о развитии произвольного внимания и произвольной памяти.

В этом возрасте активно развивается самосознание. Он начинает отдавать себе отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Происходит понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои качества и возможности.

Чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств - ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств.

Среднее детство - это возраст когда воля выступает как способность сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Ребенок овладевает умением управлять и контролировать свое тело. Например, сидеть спокойно на занятиях, не вертеться, не вскакивать. Но сознательное управление поведением только начинает складываться у дошкольника, и волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. Особое требование к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Возможность разумного выбора основывается на формирующемся соподчинении мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Основные принципы рационально-эмотивной терапии
Основные идеи рационально-эмотивной терапии (РЭТ) были сформулированы Альберотм Эллисом в 1955 г. и продолжают развиваться. По данным Г. Кассинова, озвученным во время I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации[3], А. Эллис был п ...

Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...

Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта