Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры

Психология » Пенитенциарная психология » Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры

Страница 1

Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его подрастающему поколению.

Криминальная субкультура, ценности которой формируются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, привлекательна для подростков и юношей:

1) наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;

2) процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

3) снятием всех моральных ограничений;

4) отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;

5) учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

Виды криминальных групп несовершеннолетних. Социально-психологическая структура криминальных групп.

Криминальные группы несовершеннолетних различаются по своей численности, возрастному составу и полу, длительности существования, степени их организованности, сплоченности и самостоятельности, степени и видам криминальной активности криминальной мобильности.

По числу участников можно условно выделить: малые (2-4 чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и более чел.) криминальные группы.

Величина группы – важный показатель, влияющий на ее сплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как правило, чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но выше ее криминальная активность и криминальная мобильность.

По возрастному составу выявлены криминальные группы:

1) только из несовершеннолетних;

2) с участием взрослого (взрослых) в группе несовершеннолетних;

3) с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.

Каждая преступная группа несовершеннолетних имеет свои разновидности в зависимости от деления ее членов по возрастам. Так, например, встречаются преступные группы несовершеннолетних одновозрастного (11-14 лет или 15-17 лет) и разновозрастного (12-17 лет и даже 9-17 лет) состава. Чаще преступные группы одновозрастного состава (старшие подростки или юноши) специализируются на конкретных видах преступлений, поскольку в основе их образования и функционирования лежит определенный возрастной и криминальный интерес. Близость возрастов (например, 11-14 лет или 15-17 лет) благоприятствует формированию общих интересов, взглядов, способов поведения, проведения досуга и т.п. Это обеспечивает быстроту формирования преступной активности и повышает криминальную мобильность. Здесь в основе самоутверждения личности в группе лежат личностные, психологические и физические качества.

Среди преступных групп несовершеннолетних с участием взрослых наиболее типичны группы, в которых один член (реже два) является взрослым. Это обычно человек, недавно достигший совершеннолетия, т.е. возраста 18-20 лет. Причины вхождения этого взрослого в преступную группу несовершеннолетних весьма разнообразны. Однако во всех случаях следует различать:

а) преступные группы несовершеннолетних, создаваемые самим рецидивистом для достижения четко определенных им криминальных целей и реализации его программы;

б) группы несовершеннолетних, возникшие стихийно как криминальные и используемые взрослым преступником в своих криминальных целях.

Преступные группы взрослых с участием несовершеннолетнего. Взрослые включают в свою криминальную группу несовершеннолетнего с определенными четко очерченными целями на достижение высокой результативности преступной деятельности. Несовершеннолетний им нужен как инструмент преступного ремесла.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в ...

Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...

Спортивная психология в системе наук
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психол ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта