Основные характеристики среднего детства

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Основные характеристики среднего детства

Страница 1

Детство - период жизни человека от рождения до отрочества. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое расстояние, с которым не сравнится ни один последующий возраст потому, что детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Дошкольное детство - большой и ответственный период психологического развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются не только все психологические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но происходит и закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может сказаться на дополнительном ходе развития ребенка.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные возможности и моторные навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая мышление. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, память, речь, воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие человека происходит одновременно в этих трех областях.

Остановлюсь несколько подробнее на каждой из областей развития дошкольника и младшего школьника или, как еще называют этот возрастной период, на периоде среднего детства.

Немного о физическом и моторном развитии.

Среднее детство, как считает Г. Крайг - это время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Продолжается развитие силы, быстроты, координации и контроля, необходимых для совершенствования грубой и тонкой моторики. Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками сложные и точные движения, быстро развивается на протяжении среднего детства, и это развитие начинается еще до того, как ребенок пойдет в первый класс. Развитие тонкой моторики помогает детям подготовиться к овладению навыками письма. Сложно недооценить роль тонких, дифференцированных движений пальцев, т.к. хорошо скоординированные движения требуют активизации 60% коры головного мозга. А это в свою очередь способствует развитию речи, мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Понятие грубой моторики
В понятие "грубая моторика" входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и и ...

Особенности эмоциональных переживаний в спорте
Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положитель ...

Развод как социально-психологический феномен
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта