Зачастую в группах дошкольного образовательного учреждения можно наблюдать активных, непоседливых и много двигающихся детей, которые вносят дезорганизацию в деятельность воспитателя и жизнь группы в целом. Возникает вопрос, как отличить активного ребенка от импульсивного? Для этого педагогам необходимо провести ряд наблюдений и диагностик детей и определить, импульсивен ребенок или просто активен.
Симптомы импульсивности, выделенные Колосовой:
1. Ребенок начинает отвечать, не дослушав до конца вопроса;
2. Ему сложно дождаться своей очереди, он все время пытается обежать очередь, встать вначале, что порой приводит к конфликтам и агрессивным действиям;
3. Такие дети часто прерывают и вмешиваются в ответы и рассказы других, чем часто вызывают раздражение у окружающих и упреки в свой адрес;
4. Очень нетерпеливы и хотят все немедленно;
5. Результаты работы их неровные: от очень высоких до очень низких;
5. При тестировании эти дети не обнаруживают нарушений способности к обучению [13; С. 103].
В добавление к вышеперечисленным симптомам были предложены следующие, отмеченные Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б:
6. Плохо сосредотачивает внимание;
7. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
8. Не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами;
9. При выполнении заданий ведет себя по-разному (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 – 7 признаков, то это должно насторожить педагогов [24; С. 90].
Признаки импульсивности (анкета):
Импульсивный ребенок
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из детей на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 – о низкой [17; С. 15].
Информация по теме:
Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)
. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...
Социальная психология
Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные общности и группы, а также психологические характеристики этих групп [5,с.9]. Социальная психология ...
Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
1. Мотивация;
2. Педагогические цели и задачи;
3. Предмет педагогической деятельности;
4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...