Анкета разработана для педагогов, рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины.
Можно использовать тест Кагана, где испытуемых (детей) классифицируют по скорости и точности и скорости ответов на 2 категории: решающих задачи медленно и точно относят в категорию «рефлексивные»; быстро и неточно – «импульсивные» [3; С. 196].
Если результат обследования детей показал, что ребенок импульсивен, то педагогу необходимо в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста, иначе импульсивность может перейти в гиперактивность, а это уже более серьезные последствия и проблемы, такие как: конфликты в школе, семье, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, снижение работоспособности, истощаемость [29; С. 294].
Выделяют множество факторов, влияющих на появление импульсивности:
1. Семья:
а) стиль воспитания в семье:
– гиперопека, родители неправильно оценивают потенциальные возможности ребенка;
– гипопротекция, родители чрезмерно фиксируют внимание на проблемах ребенка, эмоционально «отвергают» его [1; С. 70];
б) эмоциональная глухота к ребенку;
в) социально-культурный статус семьи и т.д. (такое поведение единственно правильное);
г) неблагополучные семьи.
2. Индивидуальные особенности ребенка
а) сниженная произвольность действий;
б) низкий уровень активного торможения и т.д.
3. Сверстники (через взаимодействие с ними формируется и закрепляется определенная модель поведения, подражание авторитетным детям, «детям-звездам»).
4. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании импульсивности не только у детей, но и у всего взрослого населения в целом.
Таким образом, импульсивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т. к. она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими.
Однако импульсивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, а главное – в коррекционной помощи, потому что его импульсивность – это, прежде всего, отражение неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события, контролировать и управлять собственным поведением и эмоциями.
Импульсивность определяет не только нынешнее положение ребёнка в системе общественных связей и отношений, ее влияние на развитие личности носит более долгосрочный характер. Импульсивное поведение оказывает влияние не только на отношение ребенка с окружающей действительностью, но и определяет развитие всей его личности, различных её сторон. Первоначально импульсивность и импульсивное поведение возникают как конкретно-ситуационные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Она может проявиться и в подростковом, и более зрелом возрасте, возможно и принятие импульсивной модели поведения, как единственно приемлемой и возможной. Многие исследователи, такие как Ю.С. Шевченко, полагают, что импульсивность может служить благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации [12; С. 34].
Информация по теме:
Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого
рода
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перес ...
Структурные деформации семьи и подросток
По данным статистики в России на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 разводов. Около половины браков 25-40 летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Хотя многие сч ...
Развитие теории научного познания после
постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...