Совершенствование системы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских, но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного, требует знания не только его соматических, физиологических и других особенностей, но и особенностей его психики. Решением проблем, которые в системе медицинских наук относятся к компетенции психологии, занимаются такие ее дисциплины, как медицинская психология, клиническая психология, патопсихология, нейропсихология и психофармакология. Здесь отметим, что в организации медицинского обслуживания возникают также социально-психологические проблемы (например, общение врача и пациента), психолого-педагогические (например, пропаганда медицинских знаний), инженерно-психолгические (например, согласование медицинской техники с психологическими свойствами человека).
Задачу охраны здоровья было бы неверно сводить целиком к заботе о здоровье индивида. На самом деле это – более широкая задача. Она относится также и к обществу в целом. При такой постановке естественно обнаруживается целый ряд ее новых граней, разработка которых требует использования знаний, накапливаемых во многих общественных науках, а соответственно и в связанных с ними психологических дисциплинах.
В решении задачи совершенствования организации обучения и воспитания, всех его форм, средств и методов психологии бесспорно принадлежит одно из важнейших мест. В первую очередь это, конечно, относится к педагогической психологии. Во всех звеньях системы образования (дошкольное воспитание, средняя общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование фактически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, от индивидуально-психологических особенностей людей до массовидных социально-психологических явлений, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное для создания научной базы решения общественной задачи совершенствования организации обучения и воспитания. А это значит, что разработка психологических аспектов данной задачи относится не только к педагогической психологии: этим занимаются и многие другие психологические дисциплины. Безусловно, в разных сферах педагогической практики и применительно к разным частным педагогическим задачам их соотношение складывается по-разному, но все они в конце концов смыкаются в области изучения законов психического развития человека, которые охватывают всю его жизнь – от рождения до старости.
Информация по теме:
Социальный когнитивизм Альберта Бандуры
Хотя в большинстве учебников по психологии теория Бандура помещается в ряд с бихевиоризмом, сам Бандура отметил, что он " . никогда не вписывался в ортодоксальные принципы бихевиоризма".1 Даже в самых ранних его работах Бандура ...
Взаимовлияние личности и социальной роли
Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность ...
Мотивация достижения
Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека.
Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуще ...