Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 1

Проблема импульсивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием в детском возрасте.

Рассмотрим несколько определений понятия «поведение».

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой [3; С. 388].

Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредующие отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей [3; С. 388].

Поведение – взаимодействие живых существ с окружающей средой, опосредованное их внутренней, психической активностью [11; С. 315].

Выделяют два аспекта поведения – аффективный (импульсивный) и когнитивный (интеллектуально-волевой). При интеллектуальной форме индивид прогнозирует возможные последствия своего поведения, анализирует наиболее оптимальные его варианты, сознательно моделирует его, осуществляет ориентировку в ситуации, принимает решение. Затем вырабатывает план действий, осуществляет систему исполнительных действий, реализует индивидуально характерные способы поведения, производит текущую оценку и корректировку действий, сознательно, критически оценивая достигнутый результат, сличая его с намеченной целью и мотивом поведения. Импульсивное поведение – рефлекторное, когда существует жесткая, однозначная связи между стимулом и поведенческой реакцией, сформированной генетически или в прошлом опыте данного индивида [11; С. 110].

Слово «импульсивность» произошло от латинского «импульс», что означает «толчок», «побуждение».

Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций [3; С. 196].

В последнее время появилось еще одно значение импульсивности.

Импульсивность – предпочтение менее ценного, но более близкого по времени наступления (менее отсроченного) подкрепления: «лучше синица в руках, чем журавль в небе» [3; С. 197].

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Импульсивные действия – класс малоосознанных действий, регулируемых установками – подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью [11; С. 109].

Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля своего поведения.

Рассмотрим проблему импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев отметил, что важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». Главные характеристики «полевого» поведения детей преддошкольного возраста – импульсивность и ситуативность. Ребенок действует, не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится ребенок [31; С. 229].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. В межличностных конфликтах субъекты про ...

Роль тренера в спортивном коллективе
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, р ...

Возрастные стадии физического развития
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта