Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Страница 4

♦ обеспечить их регулярным и здоровым питанием (частично за счёт заработанных денег);

♦ предоставить им возможность полноценно отдыхать (высыпаться ночью), заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время — прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.

Для практической реализации этапа "соматической" реабилитации нужно создать реабилитационный центр с производственными мастерскими, собственным пищеблоком (столовой), медицинским кабинетом, общежитием гостиничного типа, спортивным (тренажёрным) залом, кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, кинозалом, учебным классом и другими подразделениями.

Соматическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей следует осуществлять посредством трудовой (физической) деятельности как наиболее доступной для них формы социальной активности.

Решение этой задачи осуществляется поэтапно;

Первый этап — выявление трудовых стремлений ("потребностного состояния") воспитанников, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации.

Отношение несовершеннолетних правонарушителей к трудовой деятельности чаще всего носит противоречивый характер: одни из них хотят заняться каким-то видом труда, но понимают что этот труд им не по силам; другие хотят трудиться, но их желание носит "размытый" характер (они мало что знают о видах трудовой деятельности, не знают своих наклонностей и боятся показаться неумелыми). При этом все они не хотят трудиться принудительно — по указке взрослых.

Анализ "потребностного состояния" несовершеннолетних правонарушителей проще всего осуществлять методом опроса (в устной или письменной форме) об их увлечениях и "творческих" достижениях. Правда, в практическом плане этот опрос мало что даёт. Но он имеет психологическое значение — направляет внимание воспитанников на себя (собственные наклонности и способности), то есть актуализирует их потребности. Далее им необходимо предложить различные виды труда — от несложных технологических операций до сложных и творческих видов деятельности (разработка настольных игр в конструкторском бюро СП, технический контроль готовой продукции, работа в столярном цехе и др.). Знакомство воспитанников с разнообразием видов труда и собственный выбор активизируют их трудовую мотивацию.

Второй этап — формирование у воспитанников предметной трудовой мотивации.

После выбора вида (предмета) труда мастеру производства (совместно с психологом или врачом-психотерапевтом) следует заняться усилением заинтересованности воспитанников в выбранной трудовой деятельности (показать её привлекательные стороны, социальную значимость и возможность её исполнения).

Приоритетное место занимают мастерские по разработке и выпуску (комплектации и упаковке) детских настольных игр, поступающих в магазины города (этот вид трудовой деятельности оказался наиболее востребованным подростками). Социально-педагогическая ценность выбранного производственного труда обусловлена многими факторами. Во-первых, это коллективный труд, он сплачивает воспитанников и формирует у них ответственность. Во-вторых, он технологически несложен, экономически выгоден, а главное — его конечный продукт (настольная игра) интересен подросткам в личностном плане (это формирует трудовую мотивацию). Кроме того, этот вид труда носит характер законченного производственного цикла, что позволяет воспитаннику увидеть и оценить собственный трудовой вклад, испытать чувства удовлетворения и социальной значимости. Наконец, хорошая работа материально вознаграждается — подростки получают заработную плату и премиальные (это воспитывает в них самостоятельность).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование. 1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...

Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуаци ...

Аттитюд: понятие, структура, функции
Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы н ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта