Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Страница 2

♦ стереотип усугубляющейся психической деградации личности (30%, реабилитация сильно затруднена);

♦ приспособленческий стереотип личности, направленный на поддержание любыми путями благоприятного для себя психоэмоционального настроя, в том числе в колонии (40%, реабилитация затруднена);

♦ стереотип личности, ориентированный преимущественно на творческое самовыражение и семейные ценности (10%, возможна полная реабилитация).

Эти данные свидетельствуют о том, что у абсолютного большинства молодых людей, отбывающих наказание в колонии, проявляются неблагоприятные для их личностного развития наклонности, которые в будущем, к сожалению, могут только усугубляться. Соответственно, актуальной становится задача реабилитации тех из них, кто ещё не достиг "стадии преступника-рецидивиста" и способен (с помощью эффективной воспитательной программы) вернуться к нормальной жизни.

В настоящее время складывается новый "потребностно-информационный" подход к воспитанию (социализации) личности. На этой новой педагогической основе, по нашему мнению, можно строить реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей, а в более широком плане — перевоспитание и социализацию подростков с отклоняющимся поведением, что даёт возможность сохранить и развить их позитивные качества, а значит, приостановить рост преступлений рецидивов.

Потребностно-информационная концепция воспитания (социализации) личности

В рамках "потребностно-информационного" подхода воспитание рассматривается как процесс формирования побудительных (мотивационных и смысловых) основ исполняемой деятельности, что невозможно без учёта и удовлетворения актуализирующихся (доминирующих) у детей потребностей.

Четыре этапа воспитания (социализации) личности соответствуют четырём видам потребностей, актуализирующимся в процессе роста и развития человека.

Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют витальные биологические (или соматические) потребности в самосохранении (в пище, сне, тепле и др.), в физическом (на уровне органов чувств) ощущении себя и окружающего мира. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребёнка за ним ухаживает мать. Забота о маленьком беспомощном ребёнке носит преимущественно гигиенический характер.

Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни актуализируются (становятся доминирующими) биологические (более высокого порядка, чем витальные) потребности в игре и подражании (они составляют основу другой, ещё более сложной биологической потребности в физическом и психическом саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе (автономии) и вооружённости (опытности, компетентности). Соответственно, основные средства воспитания в этом возрастном периоде — примеры положительного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у них подражательные действия, а также игры и творческие акты. Причём непременным условием правильного воспитания ребёнка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности. Наблюдения показывают, что игровые и творческие занятия на данном этапе развития доставляют детям большое удовлетворение (чего нельзя сказать о традиционных занятиях по формированию навыков и усвоению знаний).

Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооружённости, а также актуализируются идеальные (или психические) потребности в самопознании и поиске смысла. Идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростков формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Удовлетворить идеальные потребности могут различные виды продуктивной творческой деятельности (организованной на добровольной основе), общение с друзьями (вообще со сверстниками), различного рода испытания и тестирования, позволяющие подросткам провести самоанализ и самооценку, определить свою "особенность", "уникальность" (непохожесть на других людей), а также смыслотворческие акты, направленные на понимание ими сущности отдельных предметов, явлений и самой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни ...

Функциональная автономия: заблуждение или реальность
Концепция функциональной автономии мотивов является одним из ключевых элементов теории личности Гордона Олпорта. В соответствии с его теорией, принципиальной особенностью личности является ее активность, проактивность (активность, связанн ...

Соотношение понятия имплицитных теорий с близкими понятиями других методологических направлений
Содержание имплицитных теорий исследуется, как правило, средствами экспериментальной психосемантики. (Петренко, 2005). Это сравнительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 70-х в Московском университете (Е.Ю. Артемь ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта