Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Страница 1

В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост подростковой и молодёжной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учётом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В результате проведённых в последние годы исследований определён основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению, — это деформации в их мотивационной и смысловой сфере. Они выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные — потребности в "острых ощущениях негативного свойства". А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у воспитанного человека гармонично связаны между собой. Деформации в побудительной (мотивационной и смысловой) сфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии; социальном поведении, отношении к собственному здоровью и часто выражаются в самовредительстве и вредительстве другим людям.

Полученные данные дают основания считать, что предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются воспитанием детей, а продолжают настойчиво формировать знания, умения и навыки. Такой подход противоречит базовым потребностям человека, поэтому деформирует его мотивационную, а затем и смысловую сферу. Важно также отметить, что в школе не мотивируют детей вести культурный (здоровый) образ жизни. В содержании школьного образования нет, по существу, самого главного предмета — "Культуры здоровья" [16,c.56].

Не лучше обстоит дело с воспитанием детей в современной семье. В так называемых благополучных семьях (где есть папа и мама, и ребёнок не испытывает ощутимых материальных трудностей) родители, как правило, стремятся воспитать своё чадо с заранее заданными качествами — "подогнать его под собственные желания". Поэтому воспитание в такой семье мало чем отличается от традиционного обучения в школе, а значит, только усугубляет положение. О качестве же воспитания детей в неблагополучных (в том числе неполных) семьях вообще говорить не приходится. Даже если мать (как единственный родитель) будет "очень стараться", у неё мало что получится, так как основополагающая роль в воспитании ребёнка в семье принадлежит вовсе не женщине, а мужчине (отцу), о чём, к сожалению, знают немногие родители.

Таким образом, процесс воспитания (социализации) личности человека (особенно в детстве и отрочестве) часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Соответственно, встаёт педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.

О сложности такой задачи свидетельствуют результаты проведённого нами обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии. Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа:

♦ стереотип преступника-рецидивиста (с выраженными психопатологическими чертами), склонного к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (данный стереотип обнаружен примерно у 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Теория Э.Эриксона
В юношеском возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей. В отрочестве и юности новые познавательные возможности ...

Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. ...

Воображение как психический процесс
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различные комбинации. «Представьте себе, «в ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта