Четвёртый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности "вырастают" из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь, дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средства удовлетворения этих потребностей — различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс воспитания протекал нормально, деятельность должна строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки её результатов.
Кроме перечисленных социальных потребностей, осознаваемых человеком в качестве своих прав, в юношеском возрасте актуализируются и другие социальные потребности (потребности "для других"), которые воспринимаются им как обязанности. Среди последних с валеологической точки зрения наибольшее значение имеют потребности, связанные с соблюдением нравственных норм поведения и заботой о здоровье окружающих людей. Формирование этих потребностей во многом зависит от реализации в подростковом и юношеском возрасте внутренних побуждений человека к самопознанию, смыслотворчеству, самовыражению и т.д. В процессе осознания своей ценности и индивидуальности, а также самоопределения и саморегуляции деятельности у него формируются такие важные человеческие свойства, как сознательность и ответственность, которые обусловливают всё его поведение [16,c.245].
Если при воспитании человека не учитываются (не удовлетворяются) его доминирующие потребности, то происходит деформация его побудительной сферы, а значит, и личности. Соответственно, встаёт задача социально-педагогической реабилитации, сущность которой состоит в прохождении взрослеющим человеком основных этапов воспитательного процесса заново — на значительно углублённой мотивационной основе.
"Потребностно - информационный" подход к воспитанию и перевоспитанию позволяет определить основные этапы непрерывной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и подростков с отклоняющимся поведением. Непрерывность реабилитации обеспечивается за счёт восстановления и формирования мотивационной сферы воспитанников посредством удовлетворения (прежде всего педагогическими средствами) их базовых потребностей: на первом этапе — витальных (соматических), на втором — идеальных (психических), а на третьем — социальных.
Этап "соматической" реабилитации
Продолжительность этапа — примерно 2 года. Его цель — нормализация функционального состояния организма воспитанников путём удовлетворения материальными (трудовыми физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей (а через это — смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения).
Для достижения цели необходимо:
♦ вовлекать воспитанников в трудовую коллективную (доступную, социально значимую, формирующую ответственность) физическую деятельность, построенную в соответствии с "трудовым кодексом" (приёмом на работу, соблюдением режима труда и производственных отношений, мерами поощрения и социальной защиты, материальным вознаграждением и т.п.);
Информация по теме:
Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...
Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут б ...
Содержание процесса социализации
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выдел ...