Развитие деловой активности в России практически полностью обошло стороной сферу образования и подготовки педагогических кадров. Существует существенный разрыв между содержанием педагогического образования и инновационными технологиями. Отсюда постепенное снижение качества человеческого (кадрового) ресурса в образовательной сфере. Складывается такое впечатление, что школа осталась за чертой быстрого общественно-экономического развития страны. Какое отношение может сложиться у ребенка к школе, если в большинстве из них нет современных компьютеров и программ к ним, а сотовый телефон среди учителей – это какая-то диковинная штука, тогда как в жизни, где подросток проводит большинство своего времени это непременный атрибут нормальной, современной личности. Естественно, у учащихся возникает вполне закономерный вопрос: а чему собственно, по-настоящему полезному для жизни могут научить в школе? Я провела небольшое микроисследование, в результате которого были опрошены ребята в возрасте 13 – 16 лет. Кому-то из них интересно возиться с компьютером, другому писать музыку. Один мальчик, когда им задали сочинения на дом на свободную тему, написал целый научный трактат о влияния классической литературы на развитие русского рока. Когда он принес, свою работу в школу, учительница поставила ему двойку и велела выбрать более «понятную и приличную» тему. Оказывается, учительница слабо представляла, что же такое русский рок! (А ведь это существующая в реальности культура!) Это уже потом, на каком-то там конкурсе он занял первое место с этой самой работой. Все эти ребята, на вопрос о том, что полезного им дает сейчас школа, насколько там интересно и как они там могут проявить себя, слышится примерно одно и тоже: «Да какое там полезное, заходишь в школу, и как будто переносишься в 70-е года, когда учились наши родители, темнота беспросветная!»
Очевидно, что школа отстала от реальной жизни, той, которая является для подростка определяющей. Вот дополнительное образование и должно выполнять образовательную и развивающую функцию, ориентируясь при этом на актуальные изменения, которые сейчас происходят. А представленные позиции, такие как тьюторы, педагоги-проектировщики, эксперты и медиаторы, а так же менеджеры открытых образовательных систем своей деятельностью сделают этот процесс более эффективным и продуктивным.
К тому же в этом пространстве учитывается возрастные особенности детей. По мнению ведущих отечественных педагогов в подростковой (а речь сейчас пойдет именно об этом возрасте) школе должна меняться вся система отношений между педагогами и учащимися, прежде всего в сторону расширения сферы самостоятельности, изменение характера требований, формы контроля. Повышение требований и требовательности, усилие ответственности учащихся должны олицетворять новое отношение к подросткам – как к взрослым.
Однако существующие организация и содержания образовательного процесса в основной школе неспособны решить проблему формирования самостоятельности и инициативы, которая является основополагающей для деятельности подростка:
· Так же, как в начальной школе учитель сам решает чему учить, как учить, выдвигает критерии оценки, контролирует, причем нередко довольно в жесткой форме, деятельность ученика;
· Для учащихся отсутствует реальный выбор (вариативность) в содержании и в организационных формах образования;
· Учителя в лучшем случае могут владеть активными формами и методами обучения, но не способами и инструментами учения учащихся (преобладает вербально-репродуктивный способ обучения).
На сегодняшний день лишь такое пространство, как дополнительное образование способно формировать индивидуальный субъект учебной деятельности подростка, способного учить самого себя и предоставлять образовательную площадку для разворачивания принципиально иной деятельности, нежели в традиционной школе (проявлять инициативу, самостоятельность, доказывать свою статусность). Все вышеперечисленные здесь элементы являются базовыми для деятельности подростка, которая, согласно возрастной переодизации Б.Д. Эльконина, направлена на самоуважение и уважение окружающих.
Дополнительное образование также способно сформировать учебную самостоятельность подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную программу и выполнить ее.
Для «выращивания» учебной самостоятельности как одного из главных (ведущих) результатов в дополнительном образовании обеспечивается за счет:
1. В содержании:
поисково-исследовательский конфликтный характер предметного содержания, связанный с моделированием, опробованием в рамках образовательных областей; повышения проектной и творческой деятельности подростка, что успешно делается в интенсивных формах дополнительного образования. Особую значимость этому виду деятельности подростков придает то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер и оформляется в виде конкретного продукта – текста, видеофильма, компьютерной программы, макета и т.п.; намеченным возможным индивидуальным образовательным маршрутам (траекториям) в рамках образовательных областей, исходящих из индивидуальных особенностей и наклонностей подростков.
Информация по теме:
Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга.
Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения р ...
Формирование характера
В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зави ...
Модели семейного влияния
Существуют две теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статический метод, ...