Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта » Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Страница 2

Развитие деловой активности в России практически полностью обошло стороной сферу образования и подготовки педагогических кадров. Существует существенный разрыв между содержанием педагогического образования и инновационными технологиями. Отсюда постепенное снижение качества человеческого (кадрового) ресурса в образовательной сфере. Складывается такое впечатление, что школа осталась за чертой быстрого общественно-экономического развития страны. Какое отношение может сложиться у ребенка к школе, если в большинстве из них нет современных компьютеров и программ к ним, а сотовый телефон среди учителей – это какая-то диковинная штука, тогда как в жизни, где подросток проводит большинство своего времени это непременный атрибут нормальной, современной личности. Естественно, у учащихся возникает вполне закономерный вопрос: а чему собственно, по-настоящему полезному для жизни могут научить в школе? Я провела небольшое микроисследование, в результате которого были опрошены ребята в возрасте 13 – 16 лет. Кому-то из них интересно возиться с компьютером, другому писать музыку. Один мальчик, когда им задали сочинения на дом на свободную тему, написал целый научный трактат о влияния классической литературы на развитие русского рока. Когда он принес, свою работу в школу, учительница поставила ему двойку и велела выбрать более «понятную и приличную» тему. Оказывается, учительница слабо представляла, что же такое русский рок! (А ведь это существующая в реальности культура!) Это уже потом, на каком-то там конкурсе он занял первое место с этой самой работой. Все эти ребята, на вопрос о том, что полезного им дает сейчас школа, насколько там интересно и как они там могут проявить себя, слышится примерно одно и тоже: «Да какое там полезное, заходишь в школу, и как будто переносишься в 70-е года, когда учились наши родители, темнота беспросветная!»

Очевидно, что школа отстала от реальной жизни, той, которая является для подростка определяющей. Вот дополнительное образование и должно выполнять образовательную и развивающую функцию, ориентируясь при этом на актуальные изменения, которые сейчас происходят. А представленные позиции, такие как тьюторы, педагоги-проектировщики, эксперты и медиаторы, а так же менеджеры открытых образовательных систем своей деятельностью сделают этот процесс более эффективным и продуктивным.

К тому же в этом пространстве учитывается возрастные особенности детей. По мнению ведущих отечественных педагогов в подростковой (а речь сейчас пойдет именно об этом возрасте) школе должна меняться вся система отношений между педагогами и учащимися, прежде всего в сторону расширения сферы самостоятельности, изменение характера требований, формы контроля. Повышение требований и требовательности, усилие ответственности учащихся должны олицетворять новое отношение к подросткам – как к взрослым.

Однако существующие организация и содержания образовательного процесса в основной школе неспособны решить проблему формирования самостоятельности и инициативы, которая является основополагающей для деятельности подростка:

· Так же, как в начальной школе учитель сам решает чему учить, как учить, выдвигает критерии оценки, контролирует, причем нередко довольно в жесткой форме, деятельность ученика;

· Для учащихся отсутствует реальный выбор (вариативность) в содержании и в организационных формах образования;

· Учителя в лучшем случае могут владеть активными формами и методами обучения, но не способами и инструментами учения учащихся (преобладает вербально-репродуктивный способ обучения).

На сегодняшний день лишь такое пространство, как дополнительное образование способно формировать индивидуальный субъект учебной деятельности подростка, способного учить самого себя и предоставлять образовательную площадку для разворачивания принципиально иной деятельности, нежели в традиционной школе (проявлять инициативу, самостоятельность, доказывать свою статусность). Все вышеперечисленные здесь элементы являются базовыми для деятельности подростка, которая, согласно возрастной переодизации Б.Д. Эльконина, направлена на самоуважение и уважение окружающих.

Дополнительное образование также способно сформировать учебную самостоятельность подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную программу и выполнить ее.

Для «выращивания» учебной самостоятельности как одного из главных (ведущих) результатов в дополнительном образовании обеспечивается за счет:

1. В содержании:

поисково-исследовательский конфликтный характер предметного содержания, связанный с моделированием, опробованием в рамках образовательных областей; повышения проектной и творческой деятельности подростка, что успешно делается в интенсивных формах дополнительного образования. Особую значимость этому виду деятельности подростков придает то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер и оформляется в виде конкретного продукта – текста, видеофильма, компьютерной программы, макета и т.п.; намеченным возможным индивидуальным образовательным маршрутам (траекториям) в рамках образовательных областей, исходящих из индивидуальных особенностей и наклонностей подростков.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга. Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения р ...

Формирование характера
В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зави ...

Модели семейного влияния
Существуют две теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статический метод, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта