Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры

История психологии » Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры

Страница 1

Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.).

Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источник движения, происходящего в природе, – не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы – Любовь и Вражда. Весь мир представляет собой циклически повторяющийся процесс смешения и разделения смешанного (5).

В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, которые в то время, когда жил Эмпедокл, не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека (5).

В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Он полагает, что подобное постигается подобным, поэтому органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается.

Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит (3).

Анаксагор из Клазомен (5 в. до н.э.

). Для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, этот философ принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам. Эти тельца находятся в беспорядочном скоплении и движении. Организованный мир возникает из этого хаоса под воздействием тончайшей субстанции – мирового ума («нус»). Совершенство окружающих нас тел определяется тем, насколько полно он в них представлен. Другими словами, согласно его учению не собственный разум определял достоинства человека, а его телесная организация, впитавшая «нус» в большей или меньшей степени, определяла его высшее психическое качество – разумность (4).

Демокрит Абдерский (5–4 вв. до н.э.

). Этот философ, прежде всего, известен как один из основателей учения об атомарном строении вещества. Эти воззрения определили и его суждения в других областях знания, в частности, в учении о душе.

Демокрит был одним из мудрейших и эрудированных людей своего времени, потратившим годы юности на знакомство с философскими воззрениями различных народов Древнего Египта, Вавилона, Персии, Индии, Эфиопии (6).

Демокрит развил учение Гераклита о Логосе. Однако он признавал закон не сам по себе, а Логос, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть соударение атомов. Случайными с точки зрения Демокрита люди считают те явления (события), причин которых они не знают. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Согласно воззрениям Демокрита душа – это не только движущее начало, но и орган ощущения и мышления. Мы ощущаем потому, что в нас попадают тончайшие оболочки (образ, копии), отрывающиеся от вещи. Однако ощущения не дают понимания сущности вещи, т.к. носителями сущности являются атомы и пустота. Другими словами Демокрит придерживался материалистического понимания души.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: ...

Современное состояние проблемы РДА
Психопатологический феномен под названием «аутизм» введен Е.Блейлером как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений» (1920). Несколько позже В.П.Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных ...

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта