Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта » Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Страница 1

дополнительно образование конфликт

Дополнительное образование сегодня берет на себя наряду с политической и экономической ответственность за будущее. Возможно даже, что будущее Росси и нового поколения россиян начнет строиться не хозяйственными и политическими, а образовательными средами. Это, по существу, означает, что дополнительное образование должно стать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией образование сегодня все чаще начинает связывать его социальную и образовательную эффективность и востребованность. С другой стороны, как пишет А.А. Попов, образование должно перестать быть сферой социальных обязательств государства, а стать инвестиционно-привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать.

Дополнительное образование сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. На сегодняшний день она реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых разных групп: государства, города (региона), профессиональных сообществ (в том числе педагогического), родителей и самой молодежи. Идея дополнительности начинает рассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкий социо-культурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться по отношению к возможным (складывающимся) процессам муниципального и регионального развития.

Ориентируясь на поколенческий характер образовательных программ, предложенный Поповым, можно выдвинуть одно принципиальное требование к проектированию содержания дополнительного образования – оно должно строиться на основе концепта открытости, а, следовательно, предполагать работу с самоопределением в пространстве культуры и истории, освоение культурных способов мышления и деятельности. К тому же эта открытость предполагает многообразное включение в себя деятельностных позиций, которых просто нет в традиционном образовании.

Дополнительное образование, исходя все из той же программы Поколения XXI, обеспечивает развитие и становление у человека:

· Рефлексии и целеполагания

· Техники действий и коммуникаций

· Возможности самоопределения по отношению к культуре и социуму

· Способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Все перечисленное является компонентами, заключающими в себе понятия человеческого потенциала – «важнейшего фактора развития современного общества». Формирование человеческого потенциала в рамках дополнительного образования является одним из способов работы с будущим. Именно благодаря ему (человеческому потенциалу) появляются возможности осуществление процессов развития, появляются люди, способные к развитию собственных и общественных возможностей, принятию нестандартных решений по отношению к себе и способам социальной организации.

Фигуры, которые собственно и обеспечивают, нормальное функционирование системы дополнительного образования являются: региональными и менеджерскими представителями, тьюторами, экспертами, консультантами и медиаторами, все они осуществляют сопровождение образовательного процесса.

Понимание дополнительного образования в рамках его открытости переводит его из вторичной, обеспечивающей сферы, где решаются частные, сиюминутные задачи в область управления развитием, т.е. «от руководства отраслью дополнительного образования к созданию сферы открытого дополнительного образования».

На уровне организации

открытость означает выход за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов территории. Речь идет о формировании открытой образовательной среды, включающей помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ и т.д.

На уровне содержания

открытость означает работу с самоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурных способов мышления и деятельности, построение новых образов и представлений Будущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, на активное включение в процессы социокультурного развития страны. Идея дополнительности рассматривается в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждается (Попов, Проскуровская, Блинов) по отношению к возможным (складывающимся) процессам городского и регионального развития. А демократические механизмы (конкурсы, тендеры) способствуют появлению различных образовательных инициатив и предоставляют возможность осуществлять образовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.

Как говорилось ранее, дополнительное образование должно быть инвестиционно привлекательным, а для этого оно должно стать востребованным и рентабельным, а, следовательно, эффективным, концентрированным, управляемым, разнообразным. Этой задаче отвечают такие формы организации образовательных программ как модульные формы (интенсивные школы, эликтивные курсы, социальные тренинги, выездные летние школы и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Теории сновидений
Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зиг ...

Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Попытки рассмотреть и обосновать данную проблему можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др. В эпоху Возрождения существовала мысль согласно которой образ возникал в результате воздейс ...

Умственное развитие, обучаемость, способности
В заключительной части рассмотрена взаимосвязь умственного развития и развития способностей. Как было сказано ранее, с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие ин ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта