Высокая самооценка коррелирует с высокой внутренней регуляцией личности и ведет к эффективному социальному функционированию личности. В этом случае самооценка выполняет не только адаптационные функции, но и может выступать в качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации творческого потенциала, определяя временную перспективу деятельности, чаще актуальную, нежели ретроспективную. Таким образом, обеспечиваются различные стратегии решения задач [15]. По данным К. Клинг, К. Рифф, Дж. Лав, М. Эссекс личностные черты «Экстраверсия» и «Открытость опыту» – факторы, обеспечивающие высокую самооценку.
Г.П. Ключникова показала, что кроме уровня самооценки, необходимо учитывать и адекватность самооценки. Адекватность самооценки оказывает влияние на уровень самостоятельности, на умение быстро переключать свою активность с одного вида деятельности на другой [41].
Т.Г. Дюбина утверждает, что, несмотря на большое количество исследований по самооценке, особенностям ее проявления у людей разных возрастных и социальных категорий, она не достаточно рассматривается во взаимосвязи с детерминантами, с теми качествами личности, которые участвуют в ее формировании и на развитие которых она оказывает детерминационное воздействие [26, с. 54]. Среди факторов, которые влияют на расхождение между самооценкой и объективной оценкой качеств личности, были рассмотрены социальные факторы и личностные образования (качества личности). Так, «степень сформированности и выраженности качества обуславливают не только направленность развития личности, но и степень согласованности имеющихся субъективных и объективных оценок личности» [26, с. 9].
Дж. Кэмпбелл и его коллеги изучили связь между такой характеристикой самосознания, как «ясность представления о себе» и факторами «Большой пятерки». «Ясность представления о себе» показывает то, насколько четки и определенны представления человека о себе, насколько они внутренне согласованы и стабильны. Данная черта считается устойчивой характеристикой личности, имеющей определенное значение для уровня самоуважения. Авторы выявили значимые связи между исследуемой чертой и экстраверсией, дружелюбием и добросовестностью; корреляция с открытостью опыту не обнаружена. И. Донахью, Р. Робинс, Б. Робертс, О. Джон в своем исследовании показали, что индивиды с высоко изменчивым ролевым самосознанием (вариативной Я-концепцией) чаще оказывались тревожными, депрессивными и имели низкую самооценку. Результаты исследований Э. Оостервегеля, Н. Филда, Д. Харта, К. Андерсона подтверждают, что высокая изменчивость самооценки связана с застенчивостью и социальной тревожностью [62].
В качестве фактора, который определяет индивидуально-типологические особенности Я-концепции, анализируются и акцентуации характера. Так, исследование М.К. Омаровой было направлено на изучение связи структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте [73]. Результаты эмпирического исследования М.К. Омаровой свидетельствуют о том, что существуют определенные различия в содержании «образа Я» у испытуемых с гипертимной, лабильной, психастенической, шизоидной и эпилептоидной акцентуациями характера.
Представителям гипертимной акцентуации, в отличие от других чистых типов характера, свойственна более высокая внутренняя согласованность между структурными компонентами Я-концепции: «рефлексивным Я» и эмоциональным отношением к представлениям о себе. У данных испытуемых обнаружены завышенные показатели по таким шкалам опросника самоотношения В.В. Столина, как «интегральное чувство «за» или «против» своего «Я» (глобальное самоотношение), «аутосимпатия», «ожидание положительного отношения от других», «самоинтерес», шкалам-установкам на самопринятие и самоинтерес. Юноши и девушки с лабильной акцентуацией характера чаще других стремятся к пониманию того, что связано с их внутренним миром. У этих испытуемых отмечены завышенные показатели по шкале «ожидание положительного отношения от других» и шкале-установке на самоинтерес. Испытуемые с шизоидной акцентуацией характеризуются низким самоинтересом. У них обнаружены заниженные показатели по шкале «самоинтерес» и по шкале-установке на самоинтерес. Обнаружена обратная корреляционная зависимость между уровнем развития самосознания и самоотношением у испытуемых с эпилептоидной акцентуацией характера: высокому уровню развития самосознания соответствует заниженное позитивное самоотношение и наоборот, низкий уровень развития самосознания обусловливает завышенный уровень позитивного самоотношения. У психастеников значимых различий средних показателей по шкалам опросника самоотношения выявлено не было. У представителей неустойчивого типа отмечены заниженные показатели по шкале-установке на самообвинение [73].
Информация по теме:
Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии
Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке наук о политике и психологии (в основном социальной). Её предмет в целом - политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побу ...
Направления исследования гендерных различий
В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий.
Проблема ген ...
Методы изучения общения
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Методы изучения межличностного общени ...