Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Страница 3

Несомненно, что кроме характерологических черт, самооценка связана с мотивами, целями, ценностными ориентациями личности. Более того, ценности – это одно из ключевых оснований самооценки [48; 103; 108]. Так, О.В. Дашкевич констатирует, что самооценка, как осознание человеком своих возможностей и результатов собственной деятельности, осуществляется при участии актуальных потребностей и мотивов, отражения в сознании условий деятельности, мобилизации прошлого опыта (инструментального и эмоционального) под влиянием индивидуальных особенностей, основных свойств нервной системы.

З.С. Акбиева, рассматривая такие составляющие самооценки, как доверие к себе, самоуважение, осознание себя, образ себя, чувство собственного достоинтства, уровень притязания, показала, что «взаимосвязь самооценки и направленности личности является динамическим и двухсторонним процессом, обусловленным силой проявления мотивов, входящих в ее структуру, а также уровнем сформированности психологических компонентов самооценки» [2].

В наши дни большую популярность приобретает психосемантический подход к исследованию личности, позволяющий обнаружить иерархически организованные структуры самооценки, отражающие строение системы смысловых образований личности и зависящие от ее ценностей, мотивов, характера [54; 59; 117]. Следует отметить, что в основе самооценивания как интеллектуального действия лежит процесс категоризации. Категоризация – это «акт подготовки (актуализации) к определенному действию – к осуществлению определенной стратегии…» [117, с. 23].

Заметный вклад в современную тенденцию интеграции чертографического и когнитивного подхода к изучению личности внес А.Г. Шмелев [117]. Он рассматривает личностные конструкты как локальные ситуационные черты-стратегии, задающие определенные сценарии поведения для конкретных ситуаций. Сегодня некоторыми авторами исследуются проблемы соотнесения субъективных способов структурирования реальности с личностными чертами. При этом субъективные семантические пространства выступают в качестве операционных моделей категориальных структур индивидуального сознания. Подтверждением этого являются современные исследования, где показаны взаимосвязи личностных характеристик с категориальными структурами сознания. Эти исследования С.Э. Габидулиной, И.Н. Трофимовой, в которых отражены связи формально-динамических характеристик психики с категориальными семантическими пространствами [20; 107]. Так, например, экстраверсия коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные.

Интересные результаты получены А.А. Лузаковым в исследованиях связи мотивационных тенденций (мотивации достижения успехов и избегания неудач), ценностных ориентаций (терминальные ценности М. Рокича, ценности Ш. Шварца) и характерологических черт личности (уровень «кортикального контроля» – вторичный фактор Р. Кеттелла – Q – III, черты личности по В 5) с особенностями субъективной категоризации в сфере межличностного восприятия и оценивания [59]. Так, например, эмпирически выделенные группы («прогматики», «триножные» и «гедонисты»), различающиеся профилем личностных черт, продемонстрировали индивидуальные особенности восприятия и оценки себя и других.

В работе Е.В. Гавриловой показаны связи особенностей субъективных семантических пространств с ценностными ориентациями субъекта. Обнаружено, что у представителей различных ценностных групп системы координат межличностного познания различаются по количеству познавательных категорий, их содержанию и различающей силе. Так, «субъекты «Ориентированные на познание» по сравнению с «Прогматиками» обладают большей когнитивной дифференцированностью, социальной перцепцией (по различающей силе факторов)» [21, с. 121].

Из вышесказанного следует, что доказано наличие взаимосвязи категориальных структур сознания с личностными чертами, такими как темперамент, характер, направленность. Однако, указанные работы посвящены, главным образом, проблеме межличностного восприятия, а индивидуальные особенности категоризации «Я» остаются малоизученными. Самостоятельной задачей является установление и описание категориальных структур сознания применительно к самовосприятию. «Выявление упорядоченных, присущих самой личности и значимых для нее направлений самовосприятия и самоотношения позволяет адекватно раскрыть и содержательные аспекты Я-концепции» [54, с. 57].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности психического развития аутичного ребенка
Л.Каннер (1943) описывая аномальных детей, развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза, указывает на то, что основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ...

Возникновение и основные этапы развития политической психологии
Возникновение и развитие политической психологии имело свои особенности в разных политических системах. Попробуем проследить наиболее важные этапы этого процесса за рубежом и в нашей стране. Политико-психологические идеи получили распрос ...

Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта