– реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других);
– реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).
Базисные типологические свойства: преобладание тормозимых свойств нервной системы – преобладание возбудимых свойств нервной системы, тугоподвижность нервной системы – лабильность нервной системы преобразовываются в процессе развития в психологические особенности, которые представлены восемью ортогональными признаками: интроверсия – экстраверсия, тревожность – агрессивность, ригидность – лабильность, сензитивность – спонтанность [96].
Тревожность в норме – это ответственность по отношению к окружающим, осторожность в принятии решений, социальная созвучность среде; при заострении – мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
Стеничность (агрессивность) в норме проявляется тенденцией к самоутверждению и активной самореализации; при акцентуации – эгоцентризмом, склонностью к агрессивной манере самоутверждения вплоть до явной агрессии и криминальных действий.
Интроверсия – это черта обращенности индивида в мир субъективных переживаний и фантазий, замкнутость, застенчивость, социальную пассивность; при заострении интроверсия проявляет себя как аутизм.
Экстраверсия – это обращенность в мир реально существующих ценностей, общительность, социальная активность; при акцентуации – избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.
Спонтанность – это раскованное самоутверждение, предприимчивость, стремление к лидерству; при патологическом развитии данной черты наблюдается выраженная импульсивность и противоправное поведение.
В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью, эта черта формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения.
Сензитивность проявляется чувствительностью, конформностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, чертами зависимости, при заострении можно наблюдать депрессивное состояние, а в сочетании с интровертированностью и тревожностью, формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры.
Биполярные свойства ригидности и лабильности формируют два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Ригидный характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к настороженной подозрительности и педантизму. Эксплозивность (взрывные реакции) и паранойяльность – его патологические проявления. Лабильный проявляется выраженной изменчивостью настроения, повышенной эмотивностью, мотивационной неустойчивостью, чертами демонстративности, которые при дезадаптации перерастают в истерический паттерн поведения.
Промежуточные характеристики представляют собой сплав свойств, проявляющихся в стиле межличностного поведения индивида: конформность, социальная пассивность, индивидуализм, неконформность, лидерство, социальная активность, коммуникативность, компромиссность.
Умеренная степень выраженности данных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности, а при дезадаптации эти тенденции усиливаются.
Интеграция личности в целое осуществляется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, при этом его идеальное «Я» определяет то направление, в сторону которого намечены субъективные перспективы дальнейшего развития личности. Самосознание формируется через сравнительный анализ чувств, мнений и поступков индивида с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц [97].
Информация по теме:
Влияние семейных факторов научной
психологии на развитие личности ребенка
С точки зрения семейных факторов научной психологии существует два пути развития личности ребенка: отрицательное развитие (задержка в развитии) и положительное, т.е. развитие полноценной личности ребенка.
Наука о психическом развитии реб ...
Основные факторы, дающие основание для занесения в группу лиц, требующих
повышенного психолого-педагогического внимания
Рассмотрим внимательней факторы для основания отбора лиц с выраженными отклонениями в поведении.
1. Региональный.
Следует обращать внимание на воинов, призванных или продолжительное время проживавших, особенно в подростковом возрасте, в ...
Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным требова ...