Различные теории можно сравнивать по тем понятиям, которые они используют, чтобы определить некие базовые элементы личности, предрасположенности действовать, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности, являющиеся строительными блоками ее теории. В этом смысле они сравнимы с частями тела или с такими понятиями, как атомы и молекулы в физике. В построении концепции человека наиболее популярны такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.
Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей. Например, можно воспользоваться такими прилагательными, как «умный», общительный», «честный», «веселый» или «серьезный».
Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты [76; 110].
Факторная стратегия изучения личности или факторно-аналитическое исследование личности получило свое название по той статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, – факторному анализу. Основная цель данного метода – упростить описание данных посредством сокращения числа необходимых переменных. Например, если установлено, что пяти факторов достаточно для обозначения большого числа показателей, полученных на основе опросников, оценок, ситуационных тестов или любого другого источника, то в большинстве случаев исходные показатели без существенной потери информации можно заменить этими пятью. Получившиеся в результате факторы и отражают черты личности. Общие принципы и процедурные тонкости использования факторного анализа в психологическом исследовании подробно изложены авторами О.В. Митиной и И.Б. Михайловской [66].
Первые принципы современного факторного анализа были предложены в 1904 г. Ч. Спирменом [5], выдающимся английским психологом, который разработал двухфакторную модель анализа как средство определения существования генеральных факторов и помощи в их выявлении в области психологии способностей. Т. Келли, Л. Терстоун, Р.Б.Кэттел, Дж.П. Гилфорд, Г.Ю. Айзенк, С. Барт, Д. Фиске, У. Норманн, Л. Голдберг, П. Коста и Р. Мак-Крей, Л.Н. Собчик и др. совершенствовали этот метод. Результатом данных работ на сегодняшний день является тот факт, что факторный анализ вот уже более двадцати лет интенсивно применяется в психологии личности с целью выявления фундаментальных качеств.
Неоспоримо ценный и вклад в конструирование структуры личности с помощью метода факторного анализа внес Р. Кэттелл. Его теория стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение [110].
Базовая структурная единица личности для Р.Б. Кэттелла – это черта. Понятие черты означает, что поведение следует некоему паттерну и устойчиво во времени и в разных ситуациях. Согласно Р.Б. Кэттеллу, существует три способа классификации черт: 1) черты способностей, черты темперамента и динамические черты; 2) поверхностные черты и глубинные черты; 3) общие, т.е. свойственные многим людям, и уникальные, т.е. характеризующие конкретного человека [106].
Информация по теме:
Дошкольный возраст
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с ми ...
Психосоматические теории и модели
Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика.В своём развитии психосоматическа прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма дом ...
Сущность воинского коллектива и его ценностно-ориентационное единство
Несмотря на то, что термин " ценностно-ориентационное единство " имеет достаточно древнее происхождение, он широко используется в войсковой практике, в научных и художественных источниках. Разные авторы неоднозначно толкуют это ...