Феномен самооценки

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Феномен самооценки

Страница 5

В психологической литературе имеются данные, которые указывают на зависимость эталонных представлений педагога о личности ученика [43], восприятия им педагогической ситуации от типологических характеристик самоотношения [42].

Таким образом, в исследованиях регуляторной функции самоотношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:

– изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;

– изучение самоотношения личности как детерминанты самовосприятия;

– изучение обусловливания самоотношением личности ее восприятия других людей.

В психологической науке самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть [13; 29; 44; 85; 99; 101; 112].

В психологии принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» – это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

– познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание;

– эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе;

– поведенческий – особенности регуляции поведения [44].

Интеграция этих компонентов возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [55; 85]. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение . деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности . Всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта . Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими . сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца . Проблема . изучения личности . завершается раскрытием самосознания» [85, с. 434-435].

По мнению Л.В. Бороздиной, внутри самосознания имеются некоторые образования, подструктуры, которые не следует смешивать: образ себя, самооценка и отношение к себе – это разные элементы, имеющие свою самостоятельную природу, сущность. В целом самосознание есть отражение в сознании персоны его носителя, данного субъекта [13].

Образ «Я» – не статичное, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать, как представление о себе в момент эмоционального переживания, в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, обозначаемого в психологии как реальное «Я». Одновременно образ «Я» является идеальным, т.е. таким, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. При перевесе в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека [44; 46].

«…образ Я и самооценка различные образования самосознания, но имеющие определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей» [93, с.231]. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок [13].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Причины конфликтов в семье
Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Можно выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье: • разные взгляды на семейную жизнь; • неудовлетворенные потребности ...

Этапы формирования синдрома профессионального выгорания
Профессиональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) за ...

Сплоченность и совместимость в группе
Проблема групповой сплоченности является одной из проблем формирования малой группы, и опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вари ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта