В психологической литературе имеются данные, которые указывают на зависимость эталонных представлений педагога о личности ученика [43], восприятия им педагогической ситуации от типологических характеристик самоотношения [42].
Таким образом, в исследованиях регуляторной функции самоотношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:
– изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;
– изучение самоотношения личности как детерминанты самовосприятия;
– изучение обусловливания самоотношением личности ее восприятия других людей.
В психологической науке самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть [13; 29; 44; 85; 99; 101; 112].
В психологии принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» – это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
– познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание;
– эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе;
– поведенческий – особенности регуляции поведения [44].
Интеграция этих компонентов возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [55; 85]. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение . деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности . Всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта . Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими . сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца . Проблема . изучения личности . завершается раскрытием самосознания» [85, с. 434-435].
По мнению Л.В. Бороздиной, внутри самосознания имеются некоторые образования, подструктуры, которые не следует смешивать: образ себя, самооценка и отношение к себе – это разные элементы, имеющие свою самостоятельную природу, сущность. В целом самосознание есть отражение в сознании персоны его носителя, данного субъекта [13].
Образ «Я» – не статичное, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать, как представление о себе в момент эмоционального переживания, в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, обозначаемого в психологии как реальное «Я». Одновременно образ «Я» является идеальным, т.е. таким, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. При перевесе в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека [44; 46].
«…образ Я и самооценка различные образования самосознания, но имеющие определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей» [93, с.231]. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок [13].
Информация по теме:
Техника психодинамической психотерапии
Поведенческие перемены происходят в психодинамической психотерапии благодаря двум процессам: понимание когнитивных и аффективных процессов, исходящих из детства (защитные механизмы), а также понимание конфликтных отношений, сформировавших ...
Подходы к изучению самости
Наше сознание не может выйти за пределы сознания, также как и мышление не может выйти за пределы мышления. Тем не менее, и сознательность и мышление, при помощи символов и образов, могут быть подведены разумом к некому прозрению или интуи ...
Талант
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант ...