Феномен самооценки

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Феномен самооценки

Страница 1

Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно подробно. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А.И. Липкиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и др.

Следует признать, однако, что в современной психологии до сих пор нет единого подхода к определению феномена «самооценка», несмотря на активное изучение его как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ трудов, посвященных изучению самооценки человека, позволяет говорить о большом разнообразии используемых психологических категорий для ее описания. Здесь можно выделить такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, Я-образ, самосознание, Я-коцепция, самопринятие, самоотражение, самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоотношение, самоуверенность, самоудовлетворение, чувство собственного достоинства, аутосимпатия, самоценность и др.

За этими различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо общепризнанных и определенных концептуальных разграничений; значения используемых терминов в большинстве случаев употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за вышеперечисленными понятиями, позволяет получить более подробные сведения о феноменологии отношения человека к себе.

В нашей работе мы проведем анализ понятий «самооценка», «самоотношение», «самосознание», «Я-образ», «Я-концепция», в связи с тем, что категории эти являются наиболее употребляемыми в рамках понимания сущности процесса самооценивания.

Самым устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [77].

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса ученых-психологов благодаря работам У. Джеймса, изданным в конце XIX века. Он отнёс её к «первичным эмоциям», поставив её, таким образом, в один ряд с гневом и болью. По У. Джеймсу самооценка – это неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение [25].

Предметом самооценки и самовосприятия индивида, может быть его тело, способности, социальные отношения и другие личностные проявления. Соответственно этому, становится возможным выделение системы частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в совокупности, объединены в некоторое переживание, которое связанно целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка во многих исследованиях является предметом психологического изучения. При этом, рассматривая механизмы формирования глобальной самооценки из частных, можно выделить три подхода [75].

1. Глобальная самооценка как совокупность частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

Понятие «Я-концепция» трактуется как совокупность установок «на себя» (например, у Р. Бернса [10]). В соответствии с этим, такие традиционные аспекты установки как когнитивный, поведенческий, эмоциональный в рамках Я-концепции представлены как:

– образ «Я» – представления человека о себе;

– самооценка – оценка данного представления с участием эмоциональной сферы человека, которая имеет разную степень интенсивности в связи с тем, что отдельные свойства образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, которые принимаются либо осуждаются;

– потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые вызываются и напрямую зависят от представлений индивида о себе и от его самооценки.

При этом когнитивная составляющая самооценки пробуждает у индивида оценочную реакцию, эмоции, степень интенсивности которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овла ...

Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...

Индукция несовместимых реакций
К числу устоявшихся принципов психологии можно отнести принцип, согласно которому все живые организмы, включая человека, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одно и то же время. Например , трудно (практически невозможно) о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта