Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Психология » Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте » Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Страница 1

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

Подростничество делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15) лет.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

Подростковый возраст – это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных убеждений. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Личность может быть гармоничной и дисгармоничной, в зависимости от того, насколько интегрированы нейродинамический, психический и социальный ее уровни. Личность может отличаться широтой и односторонностью, пластичностью и конфликтностью и т.д. Личность может совершенствоваться, развиваться, но также деградировать, распадаться [19].

Личность формируется в условиях конкретной социальной среды, и ее развитие опосредовано деятельностью, общением, тем местом, которое она занимает в общественных отношениях. Одним из условий развития личности является рассогласованность между расширяющимися и возвышающимися потребностями и прежними возможностями личности. Человек вынужден перестраивать, развивать свою деятельность, чтобы удовлетворить эти потребности. Таким образом, деятельность ведет к психическому развитию. Психическому развитию способствуют новые формы и методы обучения. Ведущим типом деятельности в подростковом возрасте является общение.

Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности.

Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми.

Развитие данного аспекта личности подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем – своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция, самостоятельно проанализировать и оценить собственную личность. Исследования показали, что не все качества личности начинают осознаваться подростком одновременно [24].

Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем – качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямство). Еще позже – качества, выражающие отношение к самому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и, наконец, - сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность, целеустремленность). Такая последовательность в расширении круга осознаваемых качеств личности понятна и легко объяснима: во-первых, учебная деятельность и отношение к людям справедливо считаются подростками основными проявлениями личности; во-вторых, эти качества личности относительно просты и проявляются более наглядно. С течением времени осознаются все более сложные и менее наглядные качества (сравним, например, с этой точки зрения трудолюбие и чувство чести).

Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. А.Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний – чувства превосходства над другими и чувства неполноценности [4].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Способы поведения в конфликте и стратегии их разрешения
Поведение человека в конфликте, при всём разнообразии вариантов, сводится, по сути, к двум основным стратегиям. Одна из них, очень распространённая, состоит в том, чтобы впредь не допускать возникновения инцидентов и конфликтных действий. ...

Психологическая характеристика педагогической деятельности
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем отображенных в приложении А. Среди важнейших из них можно выделить следующие: 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагоги ...

Типология субъектной регуляции личности
Интерес к проблеме психической субъектной регуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию субъектной регуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисцип ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта