Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания.
Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, своего рода морального эталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможность самовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием [28].
Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможения отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым [24].
Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей, а порой (в частых вопросах) и отдельных учителей. Наконец подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительнее, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняет весьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьной общественной жизни.
Но подросток склонен, явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая свои возможности, подросток приходит к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноценных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принять отрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признают авторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования [30].
Они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родителям и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.
Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств.
В младшем подростковом возрасте происходит становление интересов. Интересы подростка обычно неустойчивы, завысят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значительности для подростка в данный момент. Однако интерес может перейти в увлечение, которому подросток будет отдавать все свободное время, и иногда оно идет в ущерб учебной деятельности. Наличие увлечения для подростка является типичным.
Старшие школьники стоят на пороге самостоятельной жизни. Перед ними отчетливо встает проблема выбора пути в жизни, в выборе профессии. Это приводит к тому, что старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность главным образом с точки зрения своего будущего. У них меняется отношение к отдельным учебным предметам. Учебные интересы и склонности становятся более определенными, четко выраженными [11].
Отрочество – период, когда потребность в общении становится одной из центральных потребностей подростка и приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях.
Информация по теме:
Педагогические ошибки и их последствия
Первая область педагогических ошибок связана с интеллектуальным развитием, воспитанием и образованием. Интеллектуальные, информационные перегрузки; недоучет личностных смыслов, персональных интеллектуальных интересов и потребностей одарен ...
Изучение основных свойств внимания младших школьников
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повыш ...
Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД
Успехи естественных наук уже давно создали предпосылки для раскрытия природы психических явлений. Однако в науке еще долго господствовали религиозно-мистические представления о бесплотной «душе», командующей телом. Поэтому великий француз ...