Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для объективации субъективной позиции человека (осознаваемой и неосознаваемой) по отношению к окружающей его действительности. В его основу положена теория личности В. Н. Мясищева, согласно которой система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает существенное влияние на социальное функционирование личности, в том числе на возникновение и характер ее патологических нарушений. В последнем случае предполагается, что методика делает доступными содержание тех отношений, которые обследуемый не может адекватно отразить как раз в силу своего болезненного состояния. Особую ценность методика представляет при необходимости психодиагностического исследования лиц с затрудненным речевым контактом.
Методика имеет ряд достоинств, среди которых можно назвать следующие:
- портативность, простота использования и доступность лицам в возрастном диапазоне от 3 лет и старше;
-сопоставимость ее данных с содержательной трактовкой психических особенностей ребенка по цветовому тесту М. Люшера, поскольку она является своеобразным расширением его использования;
-надежность, так как основана на ранжировании объектов, придающем достоверность диагностике;
-отражение собственных предпочтений субъекта (измерительная шкала не навязывается испытуемому извне).
Материал:
Стандартный набор цветов теста М. Люшера: 8 цветовых карточек размером З´3 см, предъявляемых при естественном освещении на белом фоне. Ограничением для применения ЦТО является выраженноё нарушение цветового восприятия (дальтонизм и др.).
1 вариант процедуры обследования:
Исследование начинается с выбора объектов оценки, которыми могу быть какие-то конкретные лица, с которыми находится в контакте испытуемый, его психические характеристики и т. д. Затем перед ним раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета.
Экспериментатор дает инструкцию: подобрать к каждому из выбранных объектов, список которых последовательно зачитывается обследуемому, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Необходимо разъяснить испытуемому, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).
После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
Интерпретация результатов:
Основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с оцениваемыми объектами, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением. И наоборот, если с объектом (лицом или понятием) ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, обследуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает.
Полученные результаты могут быть сопоставлены, как уже отмечалось, с характеристикой испытуемого, даваемой с помощью цветового теста M. Люшера, а также с эмоциональной «насыщенностью» отдельных цветов, установленной экспериментально.
Согласно данным, приводимым авторами методики ЦТО, 25°/о выборов синего цвета пришлось на термины, обозначающие состояние грусти, еще 25% - на состояние заинтересованности и не более 4 % - на радость, гнев, удивление и т. д. Красный ассоциировался с активными переживаниями гнева (31%) и радости (29%), но не более чем в 2 % ассоциаций связывался c такими состояниями, как грусть отвращение, утомление. Желтый в 36 % случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Зеленый сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 19 % ассоциаций), коричневый - с отвращением (25%) и утомлением (21%). Серый цвет в 38% случаев связывался с утомлением и еще в 20% - с грустью. Черный ассоциировался с оборонительными эмоциями страха (25%) и гнева (22%) и не связывался с положительными и нейтральными состояниями, такими, как радость и удивление.
B качестве примера использования данной методики при обследовании лиц c нарушениями речи можно привести результаты сопоставления ранжирования терминальных ценностей (по M. Рокичу) с результатами их ассоциирования с цветами теста M. Люшера. Удaлось показать, что ранговая корреляция сознательного (прямого ранжирования) неосознаваемого (с помощью ассоциирования с цветами) терминальных ценностей заикающимися составляет величину 0,9 и является достоверной на высоком уровне значимости ( Р < 0,001).
Информация по теме:
Умственные способности в среднем возрасте
В результате исследований возрастных изменений лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижается когнитивная функция человека. Отдельные же ...
История пенитенциарной психологии, ее методологические основы
Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функцион ...
Болезнь Клайнфельтера как причина пассивной антисоциальности
Одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, характеризующимся наличием 47 хромосом, в том числе набором половых хромосом ХХУ, недоразвитием семенников, евнухоидным телосложением, высоким ростом и умс ...