В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.
Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков со всеми категориями партнеров во всех сферах жизнедеятельности определяется решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъекта жизнедеятельности. Круг общения подростков состоит из взрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего и противоположного полов и иногда старших и младших ребят [28].
Общение со сверстниками становится для подростка ведущим мотивом деятельности, так что на второй план могут отодвигаться и общение с взрослыми и даже учение. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников; своими действиями (не только социально положительными) утвердиться в их глазах. Поэтому подросток стремится к воспитанию таких качеств, которые наиболее ценятся сверстниками в этот период: знание, сообразительность, смелость, умение владеть собою, физическая сила, и устранению отрицательных свойств – жадности, эгоизма.
Структура круга общения подростков довольно подвижна. Однако ее подвижность различна в классе и вне него. В классе общение подростков идет в составе различных временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Свободное общение в классе и вне него протекает в приятельских группах [19].
Подростки, имея ценностно-ориентационные качества, приобретенные при общении с взрослыми, пытаются проявить их по отношению к сверстникам. Своеобразие раннего подросткового возраста в общении со сверстниками заключается в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, которые выступают в качестве основных критериев, регулирующих личностные отношения подростков, как мальчиков, так и девочек. В старшем подростковом возрасте, также как и в общении с взрослыми, в качестве главного критерия отношений между мальчиками и девочками выдвигается нравственно-этический.
Таким образом, подростковый возраст с его бурным биологическим и социальным развитием является одним из наиболее сложных периодов в формировании личности. При этом на данном отрезке жизненного пути старший подросток должен решить ряд весьма значимых для него задач – кем быть, что, как и зачем делать? В зависимости от того, какие ставятся задачи и как они сочетаются с задачами общества в целом, будет зависеть перспектива развития личности, ее устойчивость, активность, идейность, моральная чистота, целенаправленность, оригинальность, широта, одухотворенность, а также гармоничность нейродинамического, психического и социального уровней личности, насколько она будет содержательна и ценна для общества.
Информация по теме:
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме
исследования
Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.
Личность - высшее интегральное поня ...
Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой левого
полушария
Результаты множества исследований функциональной роли левого полушария показывают, что работой преимущественно левого полушария (у правшей) обусловлены прежде всего такие функции, как речь, словесно-логическое абстрактное мышление, а такж ...
Психическая ригидность в этиопатогенезе нервных расстройств
Психическая ригидность является одной из тех территорий психологии, вступив на которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщенной всяческими трудностями и сюрпризами. Психическая ригидность – отнюдь не простое понятие, и ...