Постановка диагноза – это творческий процесс, включающий в себя знание и опыт врача, картина заболевания, личность пациента находящегося перед взором доктора.
Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение "творчество природы" лишь метафора. Исходя из специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития. Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с профессиональной деятельностью, преобразующего знания и мир в соответствии с целями по оздоровлению организма на основе объективных законов действительности практики. Сознание и интуиция человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Положение вещей не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его, т.е. вылечить страждущего. Важно подчеркнуть два аспекта: 1) отражение присуще всей материи, творчество же сугубо социальное явление; 2) сущность отражения состоит в возможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда как творчество проявляется в преобразовании внешнего мира (процесса лечения заболевания и организма в целом). Основной смысл приведенных мыслей заключается во взаимообусловленности правильного отражения действительности человеком и ее целенаправленного преобразования в интересах пациента. В этом отношении очевидна направленность на преодоление ограниченности созерцательного подхода, присущего многим философам. Признавая оправданность такого акцента, следует отметить, что осуждения заслуживает безоглядный активизм, не соизмеряющий поставленных целей со средствами и возможными последствиями, принцип «не навреди». Подлинная суверенность врача основывается на адекватном познании необходимости и соответствующем образе действий.
Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить болезнетворные факторы, освободить место для выздоровления.
Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное". Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное. Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции. Значение репродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, как воспроизводство общественных отношений, чрезвычайно важен для формирования человека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценностей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктивной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной, которую в принципе можно передать машине.
Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность и новизна. Следует уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от полезности приводит к спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, разнообразие хаотически сменяющих друг друга всегда незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, невольно заставляет вспомнить народное изречение: "Все по-новому да по-новому, когда же по-доброму?"
Резюмируя изложенное, можно принять следующее определение: творчество — это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности.
Информация по теме:
История создания IQ тестов
Первым стандартизированные тесты интеллекта разработал Альфред Бине в начале XX века во Франции. Он не пытался создать тест для исследования IQ, он пытался выявить детей, у которых могли возникнуть трудности в школе. Он анализировал спосо ...
Развитие теории научного познания после
постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...
Выводы
Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятель ...