Для устранения возможности нанесения вреда пациенту следует уметь определять, где есть истина, истина процесса течения болезни и истина методов лечения. Но что же такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины?
Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого – значит обречь себя на бессмысленность бытия или процесса деятельности медика. Что представляет собой истина? Мы говорим «истинное счастье», это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном. Фальшивый бриллиант – в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант – это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью.
Истинное – это такое действительное, которое согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а, следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины – в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или ложным должны являться наши высказывания о сущем.
«Истина» означает здесь двоякого рода согласованность:
1) совпадение вещи с понятием о ней;
2) совпадение понятий со словом, высказыванием;
истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.
Но как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей? Об этом образно размышляет М. Хейдеггер. Мы говорим: «Эта монета круглая». Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина – плод относительности, условности и произвола. Действительно, между монетой и высказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным средством. Но, несмотря на все это, высказывание «эта монета круглая» является истинным и согласуется с вещью.
Хейдеггер усматривает это единое сущее в открытости сущего человеку, его мысли и языку. Подтверждение этому он видит в самом слове «истина». По-гречески «истина» есть aletia, что в буквальном переводе означает «непотаенное», «открытое».
Слово истина является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ – «настоящий, несомненный, действительный» с помощью суффикса – ина.
Истина – это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека.
Информация по теме:
Проблемные вопросы психологии одаренности
Научному подходу к одаренности уже более 100 лет. Тем не менее, проблемными остаются вопросы:
- квалифицированной, комплексной диагностики одаренности, ввиду 1) многообразия ее признаков: обучаемость, успешность в определенных видах деят ...
Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних
осужденных в МЛС
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
В связи ...
Индекс потребительских настроений
Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематичн ...