Метод перевоспитания - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростка.
Существуют две разновидности этого педагогического процесса: перевоспитание - перестройка всей структуры личности и исправление - преодоление отдельных недостатков.
Перевоспитание ставит цель сформировать личность подростка, которая отвечала бы требованиям общественной морали.
Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:
· восстановление положительных качеств;
· вовлечение подростка в занятия спортом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия;
· стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым отрицательных качеств;
· создание положительного опыта;
· научение анализу своих поступков.
В перевоспитании используются следующие методы:
· метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить подростку достаточно убедительные аргументы;
· метод переучивания предполагает заполнение досуга подростка новым нравственным опытом;
· метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
· метод «взрыва» по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.
Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание - это процесс сознательного преобразования подростком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Поэтапно процесс самовоспитания можно представить следующим образом:
· выяснение проблем, которые мешают подростку в жизни, выбор пути преодоления;
· желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
· убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
· сосредоточить все свои силы для достижения этой цели;
· периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;
· четко контролировать свои поступки, свои отношения к окружающим.
Метод самоорганизации. Чаще всего социальному педагогу приходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростками, которые не могут руководить собственными поступками.
Методы, применяемые в воспитании самоорганизации, предполагают изучение подростка: его жизни, учебной деятельности, отношения со сверстниками, увлечений, материального положения, ценностных ориентаций - и далее постановку целей и соотнесение их с фактором времени, организацию жизни подростка.
Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира подростка. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания подростка. Подросток анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружающих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношение с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.
Положительным в проведении психологического тренинга является то, что подросток находится в группе сверстников и это дает возможность получения обратной связи и поддержки от тех, у кого такие же проблемы и кто находится в той же ситуации.
Кроме методов, которые мы разобрали относительно подробно, перечислим еще ряд методов, которые также могут быть востребованы социальным педагогом в его работе. Некоторые из них являются частью охарактеризованных выше.
Информация по теме:
Восточная физиогномика
В XIX веке развилось одно из направлений физиогномики - френология - искусство чтения характера человека по форме его черепа. Ее приверженцы Ломброзо и И. Пенде трактовали биотип человека и его лицо, как фатальный результат заложенных при ...
Трудотерапия при двигательной заторможенности
Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном тру ...
Тревожности и стрессоры пожилых людей
Особое место занимает проблема тревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессо ...