Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Страница 1

Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. Но, одни отождествляют ее с понятием самосознания, другие смотрят на Я-концепцию, в первую очередь, как детерминанту поведения. По теории бихевиоризма Я-концепция – это способ поведения [Шибутани Т.,1998]. Я-концепции даются следующие определения:

1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В.А.Лабунской, 1999].

2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой [Бернс Р.,1986].

3. Я-концепция – это убеждения, с помощью которых человек определяет себя (дает ответы на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции – Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью которых человек организует свои миры. Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем окружающих и самих себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, возможные Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы бы хотели стать, и социальное Я [Майерс Д., 2004].

4. Я-концепция – набор определенных перцептивных Я-образов, определяющих поведение [Шибутани Т., 1998].

5. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе [Шибутани Т., 1998].

6. Мид Д. определяет Я-концепцию как субъективное переживание коллективной точки зрения [Шибутани Т., 1998].

Психологический словарь дает такое определение Я-концепции. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция - это целостный, хотя и не лишенный некоторых внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка к самому себе и включающий компоненты: когнитивный образ – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание); эмоциональный образ – самоуважение, самоуничижение и др.; оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку [Психологический словарь, 1990].

Разработкой понятия Я-концепция занимались психологи, принадлежащие к различным психологическим школам: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон Э. и Роджерс К

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я-как-объект). Он рассматривает человека, с одной стороны, как обладающего сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект.

Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.

По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Характеристика процесса обучения как целостной системы
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнит ...

Методы профилактики стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...

Психогигиена вокалиста
Что нужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят , в форме, чтобы он всегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности? Для этого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым. Верхние дыхательные пути ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта