Как подростки, так и юноши описывают идеальный образ себя не только через описание определенных качеств и черт характера, но в большей степени через обозначение желаемого места работы, специальности, определенного имущества, уровень образования и отношения с другими людьми. Работа, семья, образование и имущество являются основными составляющими образа Я-идеального.
Желаемый образ себя подростков состоит из представления об определенной специальности, по которой они хотели бы работать и должности, которую бы хотели занимать. Для юношей не так важна сама специальность, сколько то, чтобы работа была интересной и помогала раскрыть свои возможности, потенциал. И если подростки мечтают стать богатыми и знаменитыми, будучи известными журналистами или программистами, то юноши не столько хотели бы стать знаменитыми, сколько иметь высокооплачиваемую работу и наслаждаться жизнью. Сама работа перестает играть для юношей такую важную роль, как для подростков. Не менее значимыми для них становится проведение досуга, их увлечения и спорт, все те области, помимо работы, где можно проявить себя.
Подростки, в основном, описывают образ себя в границах периода обучения в школе и ВУЗе, то есть в том возрасте, содержание деятельности которого задано культурой и общественными нормами. Юноши пишут о неопределенном будущем.
В идеальный образ себя юношей входит представление о том, что они помогают окружающим, приносят пользу людям. В их сочинениях, чаще, чем у подростков появляется описание желаемого абстрактного будущего, не своего. Например, описание того, какой бы они хотели видеть нашу страну. Этот образ также входит в их Я-идеальное. Таким образом, идеальный образ себя юношей включает больше областей и сфер жизнедеятельности, по сравнению с подростковым.
Для описания желаемого образа себя в будущем подростки чаще, чем юноши прибегают к перечислению того имущества, которым им бы хотелось обладать. В целом подростки в своих сочинениях описывают Я-идеальное с внешней стороны: имущество, внешний вид, положение в обществе. Юноши больше внимания уделяют внутренним составляющим: эмоциональному состоянию, самоактуализации, познанию нового.
Гипотеза о том, что содержанием Я-идеального подростка является образ того, каким бы он хотел быть в настоящий момент, а содержанием Я-идеального юноши является образ того, каким бы он хотел быть в будущем частично подтверждается. Основанием для этого утверждения служит тот факт, что первые часто в ходе описании себя в будущем переходили на описание себя в настоящем, на описание того, какой я есть в данный момент.
Представление человека об идеальной семье закладывается довольно рано, и на протяжении последующей жизни мало подвергается изменениям и пересмотру. Образ будущей семьи у подростков и юношей практически не различается.
Информация по теме:
Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн.
У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева.
Исследователе ...
Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации имеет свои особенности, в ней тесно спл ...
Психологические особенности детей дошкольного
возраста в рамках нормального развития
В отношении начала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что он начинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становления собст ...