Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
«Разумеется, мы свободны в своем выборе, - подчеркивают американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, - но, будучи, как и все остальные, составной частью социального мира, мы не в состоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии».
Идея взаимодействия является основой представлений об интерактивной природе общения в концепциях символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун, Э.Гоффман и др.), социального бихевиоризма (А.Бандура, Н.Миллер, Д.Доллард, Д.Тибо, Г.Келли, Г.Хоманс), социально-перцептивного когнитивизма (К.Левин, Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер), а также в теориях психоаналитической ориентации (Г.Салливен, Э.Берн, В.Шутц, М.Кляйн) и гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс Д.Морено, В.Сатир, Д. Бьюдженталь).
Центральным моментом определения общения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами и т.п. и формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта.
Все это подчеркивает важность изучения проблемы межличностного общения в традициях основных направлений социальной психологии, что и является основной целью данной работы. Объектом исследования являются бихевиористская ориентация и когнитивизм. Предмет исследования - межличностное общение в традициях данных направлений социальной психологии.
Основными задачами курсовой работы являются: рассмотреть основные особенности бихевиористской ориентации, некоторых представителей данного направления и их подходы к проблеме межличностного общения, изучить основные особенности направления когнитивизм, некоторых представителей данного направления и их подходы к проблеме межличностного общения.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассмотрена актуальность проблемы межличностного общения, цель работы, предмет и объект исследования, основные задачи. Каждая глава посвящена раскрытию одной из поставленных задач, в то время как заключение является подведением их итогов. Список литературы состоит из 21 источника.
Информация по теме:
Диагностика методов исследования внимания младших школьников
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания.
1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...
Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем
подростков
Ребенок проходит в своем развитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап за этапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети в семье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брак ...
Влияние пивного алкоголизма на организм человека
О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изд ...