Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем, чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя.1 Внутреннее состояние человека при этом оценивается как:
а) консонанс – согласованность в его когнитивной структуре;
б) диссонанс – переживание противоречия между знанием и поведением, между двумя когнициями (элементами когнитивной структуры.) При этом существуют когниции двух типов – относящиеся к среде и относящиеся к поведению.
Когнитивный диссонанс – противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.2 Источниками диссонанса могут выступать логическая непоследовательность, то есть логическая противоречивость двух суждений; несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения; несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений; несоответствие прошлому опыту.
Последствия диссонанса:
а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса;
б) личность избегает информации, способствующей росту диссонанса.
Л. Фестингер пытался измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как «функцию от важности элементов для индивида». Общая величина диссонанса будет зависеть от «весовых коэффициентов» когнитивных элементов, подвергающихся сравнению. Кроме того, на величину диссонанса могут влиять следующие обстоятельства: важность принятого решения; степень привлекательности отвергнутой альтернативы; однородность ситуаций (объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одному и тому же классу вызывает меньший диссонанс). Один из «защитных механизмов» в снижении диссонанса – стремление человека «рационализировать» свое решение, оправдать сделанный выбор. Меньшую объективность и большую пристрастность в рассмотрении альтернатив после принятия решения Л. Фестингер трактует как «рационализацию» решения.
Способами уменьшения диссонанса являются:
- изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение. В данном случае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека и, скорее всего – изменения его последующего поведения;
- изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению, так как они выступают диссонирующим фактором);
- добавления в когнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется «селективной экспозицией».
В дальнейшем в русле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты возникновения когнитивного диссонанса:
- диссонанс как следствие согласия солгать; как следствие преодоления соблазна; как следствие агрессии; как следствие непредвиденных негативных последствий выбора; как следствие напрасных усилий.
Теория когнитивного диссонанса, обратившая внимание на ряд интересных закономерностей и стимулировавшая дальнейшие исследования в области психологического анализа конфликта и объяснения мотивации человеческого поведения, тем не менее, имеет и ряд недостатков. Так, например, анализ мотивирующих человеческое поведение факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных элементов. Также не учитывается роль бессознательного, так как человек не всегда может однозначно определить, какие именно когнитивные элементы вызывают диссонанс. Кроме того, одни и те же факты могут по-разному оцениваться человеком в зависимости от конкретной ситуации.
Информация по теме:
Особенности психического развития аутичного ребенка
Л.Каннер (1943) описывая аномальных детей, развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза, указывает на то, что основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ...
Виды и диагностика одаренности
Как было указано выше, одаренность можно классифицировать как общую и специальную. Далее будет рассмотрено предложенный классификации ведущих ученых, которые исследовали одаренность.
Виды одаренности
Среди критериев выделения видов одар ...
Определение понятия «отношения». Специфика отношений в системе взрослость -
детство
Так как подростковый период является временем изменения способа понимания как мира, так и себя, то отношения, социальная ситуация развития значительно влияют на то, как протекает процесс переосмысливания своего места и процесс изменения с ...