Различные концепции способностей интеллекта

Интеллект в психике » Различные концепции способностей интеллекта

Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также считаются умными. Грегори пишет, что «мы приписываем наличие высокого уровня интеллекта и тогда, когда знание есть и тогда, когда его нет». С этой точки зрения наблюдается два значения интеллекта: данное знание или информация, способность находить знание или создавать его. На сегодняшний момент самыми широко используемыми и самыми надежными являются тесты Стэнфорда-Бине и Уэшслера. Они разделены на две части: вербальные (цифры для запоминания, арифметические задания, а также задания на нахождение различий) и активные задания (поиск частей рисунка, решение различных головоломок).

IQ не является константной величиной. Хонзик, Макфарлейн и Аллен (1948 г.) в ходе долгосрочных исследований выяснили, что этот коэффициент склонен скорее меняться, нежели оставаться на одном уровне в течение всей жизни.

Большинство исследуемых увеличили свой коэффициент интеллекта на 15 пунктов, треть – на 20 и более.

Необходимо отметить, что изменения не были случайны. Дети, которые имели высокий социально-экономический статус, имели склонность к сохранению IQ на прежнем уровне или его повышению, а дети с низким социально-экономическим статусом - наоборот.

Первые могли проявить себя как самостоятельные, конкурентоспособные в учебе, амбициозные и удачливые в решении проблем.

Очень просты различия между способностями интеллекта, причем так же, как и разница между ассоциативным научением и памятью, между наивысшими уровнями абстрактного мышления и рассуждением. Вероятнее всего, самая полезная формулировка этого измерения – классификация навыков на навыки I уровня и навыки II уровня, была предложена Дженсеном.

В навыки I уровня входят выучивание наизусть и ассоциативное научение, которые в свою очередь включают в себя какие задачи, как передача нестандартного материала памяти, научение общаться на незнакомом иностранном языке. Такие задачи практически не требуют решения проблем, однако могут сознавать некое когнитивное напряжение, если нужно сильное напряжение внимания или памяти при их решении.

Навыки I уровня в основном используются при освоении основных умений, которые преподаются в младших классах или же при изучении фактической информации.

Если говорить о навыках II уровня, то они включают в себя информационно-обрабатывающие действия, которые участвуют в восприятии стимулов и в абстрактном мышлении, требуемом при решении ранее не встречавшихся проблем.

Навыки II уровня необходимы для того, чтобы понять прочитанное, справиться с математическими формулами или понять (и использовать) абстрактные принципы.

Знания, которые мы приобрели, сохраняются для дальнейшего использования. Грегори утверждает, что хорошим сравнением будет идея о кинетической энергии или же накоплении потенциальной энергии, которая в свою очередь может быть использована по-разному. Подобным образом, производство знаний можно обозначить как кинетический интеллект, а знание решения проблемы – как потенциальный. В данном случае, потенциальный интеллект – это те решения и ответы, которые были созданы кинетическим интеллектом.

Увеличение запаса потенциального интеллекта происходит в связи с тем, сколько опыта и знаний мы приобретаем.

Когда речь заходит о подвижном или кристаллизованном интеллекте (по-простому, знании), то возникают очень схожие споры.

Подвижный интеллект проявляется в способности как понимать выученное, так и применять его в каких-либо соответствующих ситуациях и применять новые знания творчески.

Спустя время, некоторые психологи начали воспринимать подвижность интеллекта как врожденный потенциал или же интеллект в общем.

Наш интеллект развивается по мере получения образования, соответственно, какое-либо определенное направление в образовании развивает определенную сторону интеллекта. Таким образом, подвижный интеллект возможно развить, если образование будет направлено на использование получаемых студентами знаний и их упорядочиванию.

Информация по теме:

Проективные методики как метод психодиагностики
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...

Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...

Основные этические принципы деятельности психолога
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении рабо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта