Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Страница 1

дошкольный задержка психологический импульсивный

В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного поведения, способов выражения импульсивности, индивидуальных особенностей личности старшего дошкольника с задержкой психического развития. Следует также принимать во внимание отношения в семье, ее социальное положение.

Коррекция – система психолого-медико-социальных мероприятий, направленная на исправление или преодоление недостатков психологического развития ребенка. Определим причины импульсивности детей и возможные методы их коррекции в дошкольном учреждении:

1. Причина: сниженная произвольность действий. Методы коррекции: подвижные игры (с правилами), спортивные эстафеты соревновательного командного характера, релаксационные упражнения.

2. Причина: чрезмерная двигательная активность. Методы коррекции: индивидуальные поручения, задания.

3. Причина: дефицит произвольного внимания. Методы коррекции: составление ребенком дневника наблюдений, дидактические игры и упражнения.

4. Причина: дефицит родительского внимания (гипоопека), неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.

Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, совместные мероприятия (например, «Мама, папа, я – наша дружная семья!»), налаживание эмоционального контакта родителей с ребенком (домашние задания).

5. Причина: усвоение эталона импульсивного поведения в семье.

Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, семейная психотерапия – личностно ориентированная психотерапия, целью которой является формирование адекватного взгляда на проблемы ребенка и активного партнерского взаимодействия родителей и детей [1; С. 70].

6. Причина: низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Методы коррекции: подвижные игры, игры на понимание своего эмоционального состояния и эмоций окружающих, психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение, релаксационные упражнения, разработка системы обучения коммуникативным навыкам.

7. Причина: подражание авторитетным детям, «детям-звездам».

Методы коррекции: формирование собственной точки зрения, своей модели поведения.

8. Причина: воздействие средств массовой информации.

Методы коррекции: давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения, обсуждать книги предусмотренные программой, поведение их героев, сочинять собственные произведения.

Говоря о коррекции импульсивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся «правила» педагогики:

– не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не давать собственного примера импульсивного поведения при детях. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления импульсивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

– реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Необходимо уметь всегда находить что-то хорошее в ребенке, чтобы он чувствовал поддержку и внимание педагога. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

– с ребенком лучше заниматься в первой половине дня, так как двигательная активность и расторможенность детей во второй половине дня обусловлена их усталостью и перенапряжением;

– самый лучший пример – пример педагога, необходимо показать ребенку, как сделать, что сказать, можно прогнозировать ситуации заранее и обговаривать их с ребенком.

Необходимо организовать образ жизни ребенка, его деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Дети нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим. Дети с импульсивным поведением нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Правила, предлагаемые ребенку должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными [10; С. 70].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД
Успехи естественных наук уже давно создали предпосылки для раскрытия природы психических явлений. Однако в науке еще долго господствовали религиозно-мистические представления о бесплотной «душе», командующей телом. Поэтому великий француз ...

Эмоциональные особенности супругов и их роль в возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена. Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта