Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого". Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.
Основные положения теории Роджерса (1954, 1959) выглядят следующим образом:
1. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Этот процесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мила.
2. Я-концепция - это система самовосприятий. Я-концепция, субъективна.
3. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению. Я-концепция понимается как механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида.
4. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, ее, видимо, можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.
5. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.
6. Развитие Я-концепции - это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакции и навязанных другими представлении. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.
7. Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я. В теории Роджерса в качестве первопричины личностных нарушений выступает все же не конфликт между Я-концепцией и собственным идеалом, но скорее конфликт между Я-концепцией и непосредственным, "организмическим" опытом индивида. Это расходится с некоторыми другими теориями (например теорией К.Хорни), в которых идеальное Я является центральным понятием и выступает как важный фактор психологической адаптации или дезадаптации.
8. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции с непосредственными переживаниями. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придает отягощенный прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей Я-концепции [Бернс Р., 1986].
Роджерс: Я-концепция - это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Существование реального Я - это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.
Таким образом, изучение Я-концепции шло по направлению исследования самооценки, Я-зеркального (Я-социального) и Я-идеального. Рассматривалось влияние Я-концепции на поведение человека.
Информация по теме:
Воображение в процессе деятельности педагогов
Воображение в педагогической деятельности выступает как составная часть педагогических способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения д ...
Спортивная психология в системе наук
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психол ...
Понятие постпозитивизма
Постпозитивизм – общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Осн ...