В данной работе мы подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей, в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Это внешняя сторона жизни ребенка, которая отражает его внутренний мир, который очень сильно влияет на дальнейшую жизнь, психическое развитие и становление личности.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис дали достаточно полное определение семьи. В.С. Торохтием в труде "Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей" описана комплексная модель семьи, приведем его определения:
Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психическую и в целом социальную защиту и поддержку.
Семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т.е. многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей.
Как пишет Мудрик А.В., семья относится к одному из главных факторов социализации человека. Факторы социализации - это действующие на человека условия, влияющие на его развитие, является механизмом приобретения человеком социального опыта. Семья по классификации факторов А.В. Мудрика относится к микрофакторам. Микрофакторы влияют на развитие человека через агентов социализации, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь, которые с ними взаимодействуют [28].
В современной научной и учебно-методической литературе существует много вариантов классификаций функций семьи и их характеристик. В нашей работе особое внимание мы уделяем подростковому возрасту, а также характеристикам социализирующих функций семьи в данном возрасте. Анализ литературы позволил выделить нам следующее:
1. Прежде всего, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Еще в младенчестве и в раннем возрасте семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным [25]. Обеспечивая своему ребенку благоприятную среду, семья способствует тому, что ребенок вырастет психически здоровым, тем самым адекватно сможет, в дальнейшем, при выборе профессии поставить конкретную цель, оценить свои способности, возможности, способы ее реализации. Т.е. физическое и психическое здоровье - залог к успешному развитию потребности в самореализации подростка.
2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью.
социальный неблагополучный семья подросток
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В этом плане, семья прививает подростку ценность образования, что активно влияет на стремление подростка выбрать свою будущую профессию, понять, как он будет ее осваивать. Т.е., семья вообще обеспечивает ребенку способность мыслить, а значит, создает необходимые условия для осознанного построения подростком своей жизненной перспективы.
Информация по теме:
Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа
Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...
Самооценка как структурная составляющая самосознания
Одной из тем современной психологии, имеющий богатый теоретический и эмпирический материал, но находящейся тем не менее в стадии разработки, является тема «сознания», его структура, механизмы и логика развития.
Наша работа не связана с т ...
Развитие теории научного познания после
постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...