Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества, усвоению общественно-культурных ценностей.
Основными условиями усвоения ребенком общественно-исторического опыта являются:
1) общение со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;
2) осуществление такой деятельности, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.
Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в развивающейся личности исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать личностью, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.
Это процесс называется социализацией и считается важнейшим в процессе становления и развития полноценной личности.
Самостоятельной областью исследования социализация стала в конце 60-х годов ХХ века. В этот период в отечественной педагогике появились публикации, посвященные опыту и теоретическим основам социализации учащихся общеобразовательной школы. В 70-80 годы исследовалась взаимосвязь социализации с индивидуализацией, определились основные направления развития и социализации личности с позиции деятельностного подхода. В качестве важнейших источников и средств социализации рассматривались трудовая и общественно-политическая деятельность подростков, воспитательный коллектив, общество сверстников, средства массовой коммуникации, семья, полоролевая ориентация и подготовка к семейно-брачным отношениям, самореализация школьников и др. Были выявлены роль педагога в социально полезном самоутверждении подростков, в формировании у них активной жизненной позиции, профессиональном самоопределении, исследовались особенности социализации в условиях сельского образа жизни и ряд других вопросов. Педагогическая наука и школьная практика обогащались новыми научными знаниями, позволявшими устанавливать зависимость и взаимообусловленность явлений, связанных с социализацией.
В исследовании проблем социализации особую значимость имеет выявление особенностей отношений старшеклассников. Именно в этом возрасте, как показали исследования И.С. Кона, И.Б. Котовой, Т.Н. Мальковской, Р.Г. Гуровой, А.В. Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками, оно же становится средством психологической защиты со стороны сверстников.
Современная педагогика и школа, на наш взгляд, испытывают острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у учащихся на каждом возрастном уровне готовности и умению активно участвовать в трудовой деятельности, общественной жизни, сознательно вести себя в обществе и семье, овладевать ролями мужчины и женщины, нравственно относиться к любви, семье и браку - в итоге овладевать социальным опытом, реализовывать себя как личность. Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы профилактики и коррекции факторов социализации, содержание работы с определенными типами жертв неблагоприятных условий, в которых проходила социализация в соответствии с возрастом, полом, социокультурной принадлежностью детей, молодежи, их средой обитания, конкретными социальными отклонениями.
Некоторые вопросы, имеющие отношение к проблеме социализации личности подростков, рассматривались в научных исследованиях (диссертациях) А.В. Волохова «Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций» (1992); И.Г. Доценко «Педагогическое управление временным объединением подростков» (1995); Л.В.Ершовой «Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении» (1995); И.М. Андрамоновой «Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики» (1999); Т.Г. Пташко «Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения» (2000).
Информация по теме:
Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, ...
Эмоциональное воздействие цвета
Гармонизацию здоровья, эмоционального состояния взрослых людей с нарушениями речи, можно осуществить при просмотре специально подобранных (учитывая ваш темперамент) картин известных русских художников из собрания Третьяковской галереи.
П ...
Понятие, критерии и уровни успешности общения
Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формирования успешности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериями групповой деятельности.
Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешнос ...