Специфика агрессивного поведения

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Специфика агрессивного поведения

Страница 5

Большая группа, действующая согласованно, поддерживает и узаконивает жестокое поведение. Действия людей не просто моделируются, но рассматриваются как доказательство адекватности агрессии – нормативный эффект. Все участники чувствуют себя лучше, когда простое сравнение доказывает им, что они соблюдают нормы лучше, чем в среднем другие члены группы. Индивид наблюдает за жестокими действиями других , чтобы оказаться лучше их, стремится вести себя еще более жестоко. как и предполагалось ранее, обычно у человека, действующего с группой подобных ему людей, самосознание снижается.

Нет сомнений в том, что наиболее жестокие формы групповой агрессии направлены на другие группы. Причина тому – основной факт социальной жизни, общая тенденция относится с пренебрежением ко всем группам, кроме своей собственной, не доверять им и не любить их. [2]

Касаясь агрессии, возникающей уже не между различными группами, а между индивидами одной группы, можно сказать, что растормаживают поведенческий самоконтроль любые стимуляторы, а также виды деятельности, вызывающие возбуждение на фоне измененного состояния сознания. Однако чаще всего агрессия у людей, не только в ситуации нахождения в группе, но и в других ситуациях, вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным действиям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Чем более несправедливым кажется поступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Наиболее сильной детерминантой агрессии является провокация. Обвинения, издевки, насмешки пробуждают интенсивный гнев. Люди обычно отвечают на атаку контратакой. Месть служит не только самозащите, но и является средством не уронить свое достоинство в глазах окружающих членов группы.[1]

Причинами раздражения человека по отношению к другим людям, в частности к тем, с кем он находится в одной группе, и , как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность же, не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности.[1]

Все вышеперечисленное есть лишь малая часть попыток разобраться в природе тех факторов, которые способствуют появлению агрессии между людьми. Существует еще множество других интересных закономерностей в течении процессов рассматриваемого социально-психологического феномена, однако на этом мы закончим, так как уже стало вполне ясным, что агрессия, в том числе и групповая, может проявляться в самых удивительных, сложных по структуре и работе механизмов формах и реакциях, порой неосознаваемых и неконтролируемых.

С основными подходами к пониманию феномена агрессии мы ознакомились, специфику индивидуального и группового агрессивного поведения рассмотрели, поэтому приступим к познанию человеческой агрессивности на практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что « .главным процессом, который характеризует психиче ...

Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...

Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта