Для того, чтобы понять природу групповой агрессии, прежде всего необходимо разобраться в тех факторах, которые влияют на возникновение агрессии между индивидами. Такими факторами являются: возбуждение, ситуационные факторы и влияние моделей.
Возбуждение. Исследователи согласны друг с другом в том, что психологическое переживание возбуждения, которое обычно сопровождает фрустрацию или гнев, является основной причиной агрессии. Другие источники психологического возбуждения, которые, казалось бы, не сильно связаны с агрессивным поведением (перенаселенность, температура, эротика и упражнения), тоже могут способствовать проявлению агрессии.
В общем и в целом, кажущееся нерелевантным возбуждение увеличивает агрессию, если у человека нет достаточной информации о ее источнике, и поэтому она может быть с легкостью ошибочно приписана волнующему или вызывающему событию. Эффект ошибочной атрибуции внешнего стимула возбуждения свидетельствует о важности человеческой интерпретации (когниции) при объяснении агрессии. Возбуждение часто может возрастать вследствие экзальтированных действий или выкриков толпы (в межгрупповых ситуациях); если членами группы оно интерпретируется как гнев, их агрессия возрастает.[2]
Модели. Конформизм самим своим существованием доказывает, какой сильный эффект производит поведение других людей на индивида. Модели не только показывают, что на данный момент является адекватным и «хорошим», но и инструктируют относительно необходимых специфических действий.
Дополнительной характеристикой агрессивных моделей является физическое возбуждение. Групповая агрессия, практически без исключений, вызывает сильные эмоции как у участников, так и у свидетелей. Даже простое присутствие других людей уже может быть возбуждающим фактором . Это возбуждение может вызывать агрессию различными путями. Во-первых, как было сказано выше, такое возбужденное состояние чаще всего будет интерпретироваться участниками (и, следовательно, переживаться) как раздражение или гнев, который, конечно, может послужить «топливом» для агрессивного поведения. Во-вторых, многие теоретики утверждают, что сильное эмоциональное возбуждение негативно влияет на нашу способность мыслить логически. Вследствие этого мы оказываемся уязвимыми перед сомнительной логикой и/или эмоциональной демагогией, что может повысить нашу предрасположенность к проявлению жестокости, особенно в том случае, если причины, по которым мы могли бы отказаться от агрессивного поведения, кажутся нам незначительными.[6]
Оказавшись в незнакомой ситуации, люди начинают искать знаки, которые подсказали бы им, какое поведение будет адекватным. Модели также могут способствовать снижению агрессии. Успех группы, протестующей против применения жестокости, зависит во многом от лидеров (моделей), которые демонстрируют непоколебимую сдержанность перед лицом сильной провокации.
В дополнение к обсуждению вопросов моделирования следует отметить, что факторы, влияющие на агрессию, будут производить более сильный эффект, если обстоятельства жизни и деятельности группы усиливают конкуренцию и агрессию.[2]
Внутригрупповое сходство – подлинное сходство. Те, кто подобен друг другу, оказываются более влиятельными в качестве моделей. Члены одной группы обычно имеют больше общих черт, чем люди из случайной выборки. Это связано как с их взаимным отбором, так и с взаимным влиянием членов группы друг на друга. Сталкиваясь с какой-то провоцирующей ситуацией, члены группы, склонные к проявлению агрессии, могут выразить свой гнев вербально или действиями и послужить моделью для своих огорченных товарищей. Поскольку хорошо знакомые люди, скорее всего, разделяют общие установки и ценности и сходным образом оценивают моральную сторону событий, агрессивное поведение членов своей группы с большей вероятностью станет моделью для подражания, чем агрессивное поведение представителей чужой группы.[2]
Внутригрупповое сходство – воображаемое сходство. Имеется дополнительный фактор , усиливающий внутригрупповое сходство. Люди склонны к преувеличению своего сходства с другими. Это предубеждение, о котором говорил еще сэр Фрэнсис Бэкон в 1620 году, сейчас называется социальной проекцией, воображаемым сходством или эффектом ложного согласия (консенсуса). В одном эксперименте, посвященном этому феномену, студентов попросили в течение получаса ходить по студенческому городку с рекламными щитами типа сэндвич (прикрепляемыми к человеку спереди и сзади), на которых было написано «Я раскаиваюсь». (Согласившиеся выполнить это задание полагали, что 63,5% из числа их друзей-студентов также согласятся их выполнить; в свою очередь, отказавшиеся ожидали от 76% своих друзей такого же решения). В одной интерпретации этого эффекта подчеркивается то, о чем мы говорили выше, - люди ассоциируют себя с теми, кто действительно на них похож. Полученный в результате искаженный образ создает иллюзию сходства, простирается далеко за круг наших близких знакомых. Согласно этому объяснению, при ответе на вопрос о том, какой процент студентов наденут на себя эти плакаты. человек думает о своих друзьях, которые действительно на него похожи, и предполагает, что в данном случае они поступят так же, как он. Если взаимосвязи между членами группы сильны и очевидны, этот эффект усиливается.
Информация по теме:
Виды
конфликтов
Системы управления охватывают, широкое многообразие объектов - от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках определенной ...
Мотив сна в романах Ольги Токарчук
Ольга Токарчук - одна из польских писательниц, неоднократно обращавшаяся к тематике сна в своих произведениях. Первые её рассказы и стихотворения были напечатаны в журналах в 1979 году. Литературная критика считала, что в качестве контекс ...
Психологические особенности детей дошкольного
возраста в рамках нормального развития
В отношении начала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что он начинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становления собст ...