Ваше желание проявить агрессию, подогретое примером других членов группы, которые разделяют ваши ценности и интересы и уже ведут себя агрессивно, еще более усилится в силу того, что вы преувеличивается ваше сходство с ними. Таким образом, эффект воображаемого сходства увеличивает склонность человека к моделированию.
Группы и снижение социального контроля: деиндивидуация. Групповое взаимодействие может не только усиливать агрессивные импульсы, но и снимать запреты на их проявление.
В XIX веке исследователи массового поведения полагали, что толпа ведет себя более импульсивно и иррационально, чем индивиды, поскольку в ней снимаются те ограничения, которые устанавливают социальные нормы, что приводит людей к утрате индивидуальности, т. е. происходит процесс деиндивидуации. При деиндивидуации, как полагают, человек менее подвержен чувству страха и вины и не так озабочен тем, что повлечет за собой пренебрежение обыкновенными стандартами. Большинство исследователей полагают, что у человека снижается чувство страха, когда он находится «вместе с другими», т. е. функционирует как часть группы. Происходит это в силу обуславливания, социального сравнения или чувства защищенности, которое дает группа, не имеет значения, поскольку результат будет один: утрата ограничений, препятствующих проявлению агрессии. Аналогичным образом люди, которые проявляют агрессию будучи частью группы, могут снимать с себя большую часть вины, перекладывая первичную ответственность на других. Многие исследования показывают, что индивиды зачастую распределяют ответственность таким образом, как будто являются членами группы. Идея, согласно которой при групповых действиях ключевые факторы, сдерживающие проявление агрессии, редуцируются, имеет много общего с конструктом деиндивидуации, который предполагает, что причины уменьшения чувства страха или вины лежат в снижении самосознания у членов группы. [6]
Зимбардо разработал модель, в которой наметил в общих чертах предпосылки и последствия состояния деиндивидуации. Среди факторов, способствующих деиндивидуации, были такие: возбуждение, анонимность, распределенная ответственность, принадлежность к группе и фокусировка на настоящем (времени). Когда люди становятся «деиндивидуальными» (при наличии вышеперечисленных факторов), они перестают сдерживать свою агрессию и с большей готовностью демонстрируют импульсивное антисоциальное поведение, такое как участие в буйных пирушках, вандализм, жестокие и агрессивные действия.[2, 3]
Зимбардо выделял в качестве ключевого компонента анонимность, и многие исследователи феномена деиндивидуации так или иначе ссылались на этот компонент, обычно называя его «возможностью идентификации».
К сожалению, данные многочисленных экспериментов с анонимностью не слишком согласуются друг с другом: некоторые из них показывают увеличение агрессии, а некоторые – ее снижение. Как бы там ни было, даже если лабораторным экспериментам удается достичь полной деперсонификации испытуемых в групповой ситуации, выводы все равно получаются противоречивыми. Поэтому некоторые исследователи сделали вывод, что за состояние деиндивидуации ответственен недостаток самосознания, а не анонимность как таковая.[2, 3]
Эта точка зрения нашла определенное подтверждение: было обнаружено, что некоторые факторы, повышающие самосознание (например, наличие зеркал), уменьшают антисоциальное поведение, такое как мошенничество, враждебные агрессивные действия и жадность. Размер группы может быть еще одним ключевым фактором, влияющим на самосознание. Муллен утверждал, что самосознание каждого члена группы уменьшается по мере увеличения размера группы.
Теория возникновения нормы. Многие данные, полученные в ходе различных исследований, показывают, что социальные нормы могут играть важную роль в агрессивности толпы. Альтернативу модели деиндивидуации предложили Тернер и Киллиан. Эти авторы утверждают, что спонтанно возникающая норма начинает развиваться в толпе примерно также, как сплетня, и служит для того, чтобы создать общий взгляд на ситуацию, способный противостоять другим нормам. Таким образом норма, одобряющая агрессию, может возникнуть несмотря на тот факт, что во многих ситуациях является антинормативной. Не все члены группы с энтузиазмом примут новую норму, но она поведет за собой тех, кто сильно нуждается в одобрении других людей. Следовательно, согласно этой модели, индивиды скорее будут действовать в соответствии со спонтанно возникшей нормой, если они будут идентифицированы другими членами группы. Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия будет более выраженной, если она будет «узаконена» определенной нормой. Например, агрессия группы, направлена на ее жертву, была больше, если в предыдущей экспериментальной игре эта жертва нечестно воспользовалась каким-то преимуществом. При таких обстоятельствах агрессия могла быть узаконена как справедливое возмездие.[2, 6]
Информация по теме:
Формирование характера
В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зави ...
Выводы
Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятель ...
Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллекти ...